МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ

50 Лев Николаевич на примере Маши показывает, как приходит осознание за- рождающейся любви в сердце девушки. «Сердце забилось у меня так сильно и такая волнующая, как будто запрещенная радость вдруг обхватила меня, что я ухватилась руками за стену, чтобы не упасть и не выдать себя» [4, с. 89]. Импульсивность, горячность и в то же время двойственность женского характера наблюдается в словах Маши: «Я испугалась своего чувства, – бог знает, куда оно могло повести меня; и его и мое смущение в сарае, когда я спрыгнула к нему, вспомнились мне, и мне стало тяжело, тяжело на сердце. Слезы полились из глаз, я стала молиться» [4, с. 95]. Женская любовь, по Толстому, делает саму женщину счастливой и распро- страняет это состояние на окружающих ее людей. «И такая радость была во мне, и так дурны казались все и я сама, и так кротко я смотрела на себя и на всех, что мысль о смерти, как мечта о счастье (Толстой соотносит аппозитив- ные грани реальности) , приходила мне. Я улыбалась, и молилась, и плакала, и всех на свете и себя так страстно, горячо любила в эту минуту» [4, с. 98]. В эпизоде объяснения между главной героиней и Сергеем Михайловичем её сопровождают следующие мысли: «Я сама не понимаю, откуда брались у меня такое спокойствие, решимость и точность в выражениях. Как будто не я, а что-то такое независимо от моей воли говорило во мне» [4, с. 100]. Смещение нарратива позволило изобразить самооценочные суждения героини. Маша как будто смотрит на себя со стороны. Она постоянно анализирует свои ощущения. Изменение чувственного состояния Маши перед свадьбой сопровождается сочетанием в структуре внутреннего монолога аппозитивных эмоций наслажде- ния и страха. Нарратив позволяет проследить образование этого состояния: «Вдруг что-то странное случилось со мной; сначала я перестала видеть окру- жающее, потом лицо его исчезло передо мной, только одни его глаза блестели, казалось, против самых моих глаз, потом мне показалось, что глаза эти во мне, все помутилось, я ничего не видала и должна была зажмуриться, чтоб ото- рваться от чувства наслаждения и страха, которые производил во мне этот взгляд…» [4, с. 107]. Как по-женски звучат противоречивые чувства: наслаждение и страх одновременно. Понимание переживаемых чувств Маше пока недоступно, ведь она еще совсем чистая и неискушенная девушка, не видевшая света. Во второй части романа, после нескольких месяцев счастливой семейной жизни, когда молодые супруги наслаждаются друг другом и своим положением, наступила новая фаза в настроении главной героини. «Его всегдашнее спокойст- вие раздражало меня. Я любила его не меньше, чем прежде, была счастлива его любовью; но любовь моя остановилась и не росла больше, а кроме любви, какое- то новое беспокойное чувство начинало закрадываться в мою душу… Мне хоте- лось движения, а не спокойного течения жизни. Мне хотелось волнений, опасно- стей и самопожертвования для чувства…На меня находили порывы тоски, ко- торую я, как что-то дурное, старалась скрывать от него, и порывы неистовой нежности и веселости, пугавшие его» [4, с. 116]. Толстой очень ярко отметил противоречивость женского чувства: и тоска, и неистовая нежность и веселость. Это странное сочетание эмоций присуще многим девушкам, не в полной мере владеющим своими эмоциями.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=