МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ
49 Т. А. Чихачева, доцент кафедры русского языка и литературы Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ДИАЛЕКТИКА ЖЕНСКОЙ ДУШИ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТИЕ» Лев Николаевич Толстой – уникальный писатель русской литературы. В своём творчестве он воплотил множество «живых» человеческих характеров, за которыми читатель наблюдает. Мы видим внутреннюю жизнь каждого из них. Лев Николаевич мастерски изображает смешение граней личности героев. Этот прием психологизма в работе А. Б. Есина определён как «диалектика души». Всеволод Сахаров в своей статье заслуженно называет Льва Николаевича Толс- того «художником-психологом» [3, с. 1], опираясь на то, что писатель изображал изменения личности, ее духовный рост. «Семейное счастие» ˗ это роман, по определению самого писателя. «В ро- мане звучат 3 голоса: самой героини (в фабульном настоящем и в ретроспекции), главного героя (Сергея Михайловича), вначале жениха, а затем мужа Маши, ком- ментирующего и оценивающего происходящее, наконец, голос автора-повество- вателя, подспудно отстраняющий и объективирующий повествование» [2, с. 1]. Произведение отличается от всех остальных тем, что Толстой сумел показать «диалектику души» женщины. И читатель имеет возможность наблюдать за тем, как совсем юная героиня растет, развивается и взрослеет. Воплощение и передача психологизма женского образа – это особенный мир мыслей, чувств, настроений и ощущений. Гений Толстого проявился в том, что он проник в такие уголки души, которые недоступны самопознанию и само- оценке обывателя. На наш взгляд, именно в этом произведении проявилась вся «мощь толстовского психологизма», реализации которого способствовала нарра- тивная структура романа [3, с. 1]. В экспозиции романа подчёркнута судьба Маши ˗ совсем юной особы, кото- рая пережила смерть родителей и осталась с сестрой и няней. Друг ее отца, Сер- гей Михайлович, приезжал в их дом, чтобы помочь уладить хозяйственные дела. Противоречивость чувств героини отмечено сочетанием в соседних предикатив- ных единицах слов-эпитетов с лексемами, характеризующими эмоциональное состояние героини, находящимися в положении антиномии: «…я чувствовала не- вольное уважение и симпатию. Мне было легко и приятно, и вместе с тем я чув- ствовала невольную напряженность, говоря с ним» [4, с. 76]. После общения с Сергеем Михайловичем в Маше произошли изменения: «Мне казалось очень просто и ясно, что жить надо для того, чтобы быть счастливою…», «Преж- няя тоска моя прошла и заменилась весеннею мечтательною тоскою непонят- ных надежд и желаний» [4, с. 77–78]. Удивительное сочетание слов «мечтатель- ная тоска»! Оксюморон служит акцентуализации мысли о двойственности испы- тываемых Машей чувств.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=