МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ

44 в адрес Шепкина подчеркивают, что Толстой рассматривает театр как средство воспитания и общения. Опера и балет представляют характеры и сюжеты условно, тогда как драматический театр, отражая жизненную реальность, больше привлекал писателя, особенно когда он вдохновлялся игрой таких выдаю- щихся актёров, как Шепкин, Садовский, Никулин-Косицкий, Сергей Васильев и Шумский» [3, с. 15]. По воспоминаниям театральных деятелей, Толстой в юности ставил актера Мартинова на первое место среди тех, кого он видел. Писатель наблюдал за исполнением Мартинова роли Хлестакова в театре Казани и был поражён его мастерством. Интерес к театральному искусству, естественно, требует изучения драма- тургии, ведь эти два понятия невозможно разделить. Лев Толстой с юных лет, наряду с другими литературными жанрами, тщательно изучал тайны и природу драматургии, внимательно читал драмы, признанные в русской и мировой лите- ратуре, и записывал свои мысли о каждом произведении в дневник. «Я начал по- нимать драму, – пишет писатель в одной из своих записей, – хотя часто шёл по абсолютно противоположному пути, но я с удовольствием отмечаю, что драма – это новый поэтический способ наслаждения». Сценические постановки романов Толстого в русских и мировых театрах за- служивают отдельного изучения. Уже полтора века произведения писателя ста- вятся на сцене, способствуя развитию театрального искусства и расширению его художественных и эстетических возможностей. В частности, с 80-х годов XIX века начались попытки сценического воплощения романов «Война и мир» и «Анна Каренина». Произведения Толстого добились большого успеха не только в Западной, но и в Восточной театральной практике. Исследователь Александр Шифман в своем фундаментальном исследовании «Лев Толстой и Восток» предоставляет ценную информацию о сценических интерпретациях великого писателя на Востоке. Во- сточный театр отличается от западных спектаклей своей природой, формой выра- жения и особенностями исполнения. Однако такие творцы, как Лев Толстой, ко- торые воспевают универсальные ценности, высоко стоят над этими критериями. В 1936 году в драматическом театре города Нанкин в Китае была поставлена инсценировка романа «Воскресение». Автор инсценировки, драматург Тянь Хань, сказал о спектакле: «Цель создания этого спектакля не в том, чтобы отме- тить двадцать пять лет со дня смерти Толстого, а чтобы показать, насколько важны его герои для общественной жизни и судьбы народа. В тяжелые годы, когда наше отечество было под угрозой, постановка произведений прогрессивных зарубеж- ных писателей учит нас, как писать революционные исторические драмы. Сцена тюрьмы в первом акте спектакля до сих пор живет в моей памяти и напоминает о страшных днях гоминдановских тюрем». Это показывает, что творчество Льва Толстого было непосредственно связано с социально-политическими системами страны и отвечало, как общечеловеческим, так и современным потребностям. Феномен Толстого всегда служил источником поиска и мастерства для крупных представителей русской и мировой режиссуры. Например, великий театральный реформатор К. С. Станиславский мечтал о постановке романа

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=