МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ
43 М. М. Тошова, ассистент кафедры теории и истории русской литературы Таджикский международный университет иностранных языков им. Сотима Улугзода (Душанбе, Республика Таджикистан) РОЛЬ ТОЛСТОГО В ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Знающий читатель мировой литературы хорошо знает, что Лев Толстой не может сравниться со Шекспиром в драматургии; об этом уже выносил приговор соотечественник писателя Белинский: «В драматургии только имя Шекспира можно поставить рядом с его собственным именем…». И действительно, пьесы Толстого не могут конкурировать с комедиями Гоголя или Чехова по популяр- ности. Однако, несмотря на это, в изучении творчества великого писателя в те- атре и драматургии можно найти достаточно материалов. Например, российский театровед Елена Полякова написала значительную книгу под названием «Театр Льва Толстого». Учёная анализирует жизнь и творчество великого писателя в не- разрывной связи с театральным искусством, так что представление о Толстом вне мира театра становится очевидно невозможным. Будущий писатель ещё в детстве познакомился с театром, и это было неиз- бежно. Ведь в семье, где слушают оперы Моцарта и Глюка, читают трагедии Шиллера и комедии Мольера, активно действовало знаменитое выражение вели- кого Гегеля: «Жизнь без искусства – варварство». Таким образом, юный Толстой восхищался и погружался в мир искусства, наблюдая и слушая различные кра- соты. Годы спустя писатель вспоминает своё первое знакомство с драматургией так: «Все драмы Шиллера, некоторые пьесы Гёте и Лессинга, комедии Мольера и Бомарше оказали на меня огромное влияние и доставили мне удовольствие. Современная русская драма, начиная с первых произведений Гоголя и особенно Островского и до "Безумной бабушки", впечатлила меня» [2, с 558]. С юности Толстой часто посещал ведущие театры страны, записывая в своём дневнике впечатления, воспоминания, признания и критические замеча- ния о спектаклях. В частности, он посещает знаменитую Малую сцену театра в Москве, где наблюдает исполнение великого русского актёра Шепкина в «Ре- визоре» и записывает краткую фразу: «Шепкин – требовательный актёр». Тол- стой, в отличие от некоторых театральных критиков, не возносил актёра на не- беса длинными речами и похвалами, но его простая оценка была выше любой похвалы. В связи с празднованием пятидесятилетия работы Шепкина в театре, этот юбилей широко отмечался по всей Москве, а Толстой, проживая в Петер- бурге, отправил актёру поздравительное письмо. В нём подчеркивается, на- сколько сложным и трудным является актёрское мастерство, и как важно отдать себя этому делу с большим трудом и самоотвержением. Елена Полякова отме- чает значение этого письма следующим образом: «Эти слова благодарности
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=