МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ

40 3. Биографические материалы . Все публикации такого рода – перепечатки. В двух октябрьских номерах «КГВ» за 1897 в статье «Граф Л. Н. Толстой и И. С. Тургенев» подробно излагались перипетии сложных взаимоотношений двух знаменитых современников, включая детали ссоры между Толстым и Тур- геневым, произошедшей в фетовской Степановке [2, 1897, № 229–230]. Примечателен и пересказ «КГВ» публикации из журнала «Семья» от 21 но- ября 1895 года (№252), анонсированный как «современный портрет графа Л. Н. Толстого». В небольшой статье перечислены разноплановые детали, кото- рые могут быть интересны читателю: от внешних изменений («граф заметно по- старел… поседел»), описания физической формы (сохраняет «юношескую по- ходку», «исключительную для человека его лет неутомимость», распорядка дня («каждый день совершает большие прогулки пешком») до рассуждений о твор- ческих планах («едва закончилась повесть «Воскресенье»»…Лев Николаевич сейчас же принялся за новое сочинение») и оценки философско-публицистиче- ских выступлений («проповеднические увлечения…теперь не то что прошли, а как-то успокоились…») [2, 1895, № 252] . 4. Полемические выступления местных авторов. Преимущественно консер- вативная по духу, курская печать время от времени подключается к общим дис- куссиям о толстовстве, чаще занимая позицию критическую. Особенно активно возражает Л. Толстому постоянный автор местных изданий А. Гусаковский. По- казательна статья, размещенная под рубрикой «Из мира печати». В довольно энергичной манере автор выступает против толстовства, обвиняя русскую интел- лигенцию «в идолопоклонстве пред гр. Толстым». «Новая вера», измышленная Толстым, <…> несомненно оказывает растлевающее влияние на наше общество» [2, 1890, № 86]. А. Гусаковского возмущает не столько учение о непротивлении злу насилием, хотя он и его считает ложным, а то, что «Гр. Толстой ведь ничего не доказывает; он пророчествует. А между тем его пророчество на место личного Бога ставит пантеистический фантом», чем «разрушает христианство», стано- вится причиной «деморализации интеллигенции» [2, 1890, № 86]. Столь же сурово отзовется о Толстом А. Гусаковский в рецензии на пьесу «Плоды просвещения». Считая пьесу слабой, курский оппонент Толстого при- чину видит в том, что «великий художник превратился в тенденциозного мора- листа», «плохой философ губит великого художника и вносит смуту в умы». А. Гусаковский не согласен с теми, кто увидел в комедии «новые слова великого учителя». С его точки зрения, такие произведения «только отдаляют… от христи- анства, не толстовского, а преподанного Спасителем мира и Богочеловеком» [2, 1891, №19]. А. Гусаковский вступает в печатную полемику с Н. Н. Страховым, который на фоне «непрекращающихся толков о Л. Н. Толстом» в журнале «Вопросы фи- лософии и психологии» высказывается в защиту писателя. А. Гусаковский в двух номерах «КГВ» разбирает позицию Н. Страхова, не соглашаясь с ним по боль- шинству вопросов. С точки зрения А. Гусаковского, толстовский взгляд на веру и церковь вреден: «Кому же лучше знать, как не г. Страхову, сколько на Руси по- луобразованных, лучше сказать, невежественных «рационалистов», которых в «христианском учении Толстого больше всего привлекает отрицание личного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=