МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ
37 Д. С. Серёгин, ассистент кафедры русского языка и литературы Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ Эстетическая концепция Льва Толстого представляет собой борьбу с навя- зыванием извращённых вкусов и безнравственностью через искусство. Литера- турные произведения Толстого являются важнейшей частью русского философ- ского и педагогического наследия, а также представляют поистине уникальный пласт средств для воспитания человека нравственного. Современная парадигма образования выстроена во многом при помощи основополагающих принципов концепции Льва Толстого. Одним из ключевых понятий в философии Толстого была идея истинного искусства, которое должно вдохновлять, возвышать и учить человека. Писатель отвергал то жалкое подобие искусства, которое служит только развлечению или удовлетворению чувственных желаний, считая его пустым и бесполезным. Для Л. Н. Толстого искусство неотрывно от нравственных категорий и должно отра- жать истинные ценности, помогать людям стать лучше [1, с. 67]. Этика и этические постулаты существовали в жизни писателя и его твор- честве неразрывно. Лев Николаевич призывал к бескорыстной любви, сострада- нию, милосердию к ближнему. Отказ от насилия – вот та идея, для обоснования которой великий мыслитель работал долгие годы. Толстой был убежден, что ис- тинное счастье можно найти исключительно в служении другим: совершая доб- рые поступки, человек вместе с тем обретает истину. Толстой всю жизнь выстраивал путь к самопознанию, к обретению смысла жизни и направлений жизненного пути. Он утверждал, что гармонию можно найти только в духовном развитии, в постижении глубин человеческой души и в стремлении к единению. Толстой видел первостепенную и конечную цель искусства в нравственном совершенствовании человека мыслящего. В своих трактатах, в своих художест- венных произведениях Толстой затрагивал вопросы нравственности, справедли- вости и сущности человеческих отношений. В образах литературных героев он показывал, как важно быть искренним, следовать своим убеждениям и не терять человечности при любых обстоятельствах [3, с. 127]. В романе «Анна Каренина», последнем крупном «предпереломном» произ- ведении писателя, мы наблюдаем максимальную философскую глубину, зрелость мыслителя и художника. Победа страсти над благочестием лишает Анну её до- стоинств. Нравственность выдвигается Толстым в романе на первый план: на протяжении текста образ Анны раскрывается, но душа ее не развивается, а, по мнению некоторых критиков и читателей, даже деградирует. Стоит отметить, что роман был написан в 70-е годы XIX века – это начало глубокого духовного кризиса писателя. И кризис этот завершился значительными
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=