МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ
35 классиками занимает Л. Н. Толстой. В его произведениях нашли отражение главные традиционные российские духовно-нравственные ценности, такие как патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, историческая память и преем- ственность поколений, крепкая семья, приоритет духовного над материальным («Война и мир», «Анна Каренина», «Севастопольские рассказы» и др.). Хотя Толстой в отличие от Пушкина не вызывает в сознании носителей языка ассоциации с русским языком, но, подобно ему и другим великим худож- никам слова, он обогатил синтаксический и лексико-фразеологический фонд рус- ского языка. Так, в дискурс русской языковой личности входит несколько десят- ков прецедентных феноменов, восходящих к произведениям Толстого: Дубина народной войны; Все смешалось в доме Облонских; Все счастливые семьи по- хожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему; Писали, не гуляли!; Образуется и др. Прецедентными высказываниями стали названия произведений Толстого: «Власть тьмы», «Война и мир», «Живой труп», «Не могу молчать», «Плоды просвещения», «После бала», «Чем люди живы» и др. [см. 1; 2; 3; 6]. Л. Толстой – один из немногих русских писателей, от фамилии которого образовано много производных: толстовец, толстовка1, толстовка, толстовский, толстовство, толстовщина. Таким образом, приведенные примеры делают очевидным не только влия- ние Толстого на русский язык, но и связь языка и персоносферы, поскольку «язык, не поддержанный персоносферой, не может быть задан как норма, как об- разец. Все литературные языки сформировались под влиянием практики художе- ственной литературы» [5]. Выражения из произведений Толстого – это языковые единицы, активно функционирующие в современной русской речи, ставшие «го- товыми образными средствами обозначения фактов, явлений, ситуаций действи- тельности» [2, с. 4], превратившиеся в достояние всего народа. Но Толстой – это образ не только национальной, но и региональной персо- носферы, которую формируют региональные антропонимы. Имя Толстого есть на литературной карте многих регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Тульской, Липецкой, Самарской, Орловской, Тверской областей, Республики Та- тарстан, Республики Крым, Чеченской Республики и других субъектов Россий- ской Федерации. Например, на территории Липецкой области Толстой в 1891– 1892 гг. спасал крестьян от голода, охватившего в это время многие российские губернии. Вместе со своими помощниками он поселился в центре голодающего края – селе Бегичевка Данковского уезда Рязанской губернии (ныне деревня Бе- гичево, входящая в состав Данковского района Липецкой области), в доме у сво- его знакомого И. И. Раевского. Толстым было открыто 187 столовых («сиротских призрений»), в которых получало пищу 10 тысяч человек, а также несколько сто- ловых для детей, осуществлялась раздача дров, выдача семян и картофеля для посева, покупались и раздавались лошади. В виде пожертвований, которые по- ступали со всех концов России и из многих стран мира, было собрано почти 150 тысяч рублей. На помощь голодающим писатель отдавал и свои средства. Среди помощников Толстого были и члены его семьи, прежде всего жена Софья Андреевна и дети Илья, Татьяна, Мария. Приезд Толстого в центр голодающего края мать И. И. Раевского – Е. И. Раевская – расценивала как подвиг, о чем пи- сала в своих воспоминаниях «Лев Николаевич Толстой среди голодающих».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=