МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ
28 Ю. А. Маринина, доцент, заведующий кафедрой русской и зарубежной филологии Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Нижний Новгород, Россия) ИДЕЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ В ТРАКТОВКЕ Л. Н. ТОЛСТОГО (на материале романа Ивана Чекалова «Мы сгорели, Нотр-Дам») Биографический миф художника (писателя, музыканта, автора – в целом) – элемент культуры, характерный не только для её современного существова- ния, но и истоков цивилизации. Человеку свойственно искать и создавать себе мифологических героев, и на смену фантастическим персонажам древней мифо- логии приходят социокультурные мифы настоящего. Мифотворчество в начале XXI века переживает расцвет в связи с необходимостью обретения ценностных ориентиров, с одной стороны, и изменениями, происходящими в разных сфе- рах жизни человека – с другой (цифровизацией, использованием интернета и нейросетей, маркетинговыми приемами, трансформацией жанровой системы в искусстве и т. д.) [1, с. 357]. Для русской культуры отражающими и формирующими её являются мифы о писателях – Пушкине, Гоголе, Маяковском, Есенине и др. Важное место среди них отводится мифологическим представлениям о Л. Н. Толстом. Исследователь толстовского мифа В. В. Курьянова говорит о формировании толстовского мифа на протяжении полутора сотен лет, а также отмечает, что «личная и писательская биографии Толстого всегда имели мифогенный характер» [3, с. 12]. Писательский миф часто входит в сознание носителя культуры еще в детст- ве. Обращение к тому или иному мифу обусловлено знакомством с личнос- тью, биографией и творчеством писателя, толстовский миф на является исклю- чением. В книге рассказов Кристины Стрельниковой «Великолепный Веня Вен- чиков» главный герой путешествует на «машинке времени», чтобы познако- миться с А. С. Пушкиным и Н. В. Гоголем, К. И. Чуковским и С. Я. Маршаком, А. Л. Барто и В. В. Маяковским. Также Веня посещает Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, они пьют чай с вареньем из крыжовника с ванилью, и писатель расска- зывает, что в детстве его дразнили Лёва-рёва [4, с. 61–62]. Элементы тостовского мифа представлены в романе Ивана Чекалова «Мы сгорели, Нотр-Дам» (2019). Структура романа отражает устройство католиче- ского собора (главы «Соборная площадь», «Шпиль», «Портал», «Розетка», «Неф», «Средокрестие», «Трансепт», «Хор», «Придел», «Апсида», «Алтарь», «Орган», «Нотр-Дам»). Роман полифоничен: в каждой из глав свои герои, свой сюжет, скреплённые общим символом – образом Собора Парижской Богоматери. Герои воспринимают собор по-разному, он играет разную роль в их жизни. Роман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=