МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ
26 единого гармоничного общества, основанного на началах разума, красоты чело- веческих отношений, ростки которых он искал в современной жизни. Особого внимания засуживают высказывания и мысли двух выдающихся писателей об искусстве. Писатели были солидарны в том, что искусство должно принадлежать народу, оба отстаивали критерии народности, как главное мерило ценности художественного произведения. Именно реальная жизнь, и только она, является, согласно убеждению Л. Н. Толстого, источником вдохновения художника. Он отдавал себе отчет в том, что словесное искусство представляет могущественное средство воздействия на людей. К изображению героев Л. Н. Толстой подходил с критерием «непос- редственного нравственного чувства, живущего в человеке» и разоблачал отвра- тительные условия среды. Доминантной была антитеза «человек и среда» и в творчестве В. Г. Коро- ленко, явного последователя толстовской автобиографической трилогии в «Исто- рии моего современника». Проводя художественный анализ характеров своих ге- роев, писатели изображали кризисные, переломные моменты их жизни, в кото- рые происходит переоценка ценностей: человеческое, лежащее в глубине души каждого, одерживает полную победу над влиянием среды и условностей, порож- денных ею. Для В. Г. Короленко главным врагом было равнодушие, мещанское мировоз- зрение. Вот почему его привлекают характеры сильные, самобытные. Они взяты из низов жизни. В своих героях В. Г. Короленко старается высветить огонь бунта, страсть деятельности, он доказывает, что нравственный подвиг может совершить каждый, нужно только отказаться от лени, эгоизма и апатии [6]. Участие писате- лей в помощи голодающим Поволжья в 1891 году, объединило их в совместной благотворительной деятельности. В. Г. Короленко привлекало искусство Л. Н. Толстого в изображении широ- ких картин жизни целого народа, «спокойно-величавая композиция его произве- дений». А вот стиль Л. Н. Толстого не во всем удовлетворял В. Г. Короленко. Он считал его язык вялым, тусклым, однообразным, но в то же время говорил, что во всем этом бьется «какая-то особенная, спокойно-величавая и правдивая нота». Несмотря на все разногласия, В. Г. Короленко ценил и уважал Л. Н. Толстого- художника. Мир Толстого писатель характеризовал так: «Это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким, мир, в котором все отражения по разме- рам, пропорции и светотени соответствуют явлениям действительности, а твор- ческие сочетания совершаются в соответствии с органическими законами при- роды…» [5, с. 337] Л. Н. Толстым, в заметке-некрологе с кратким и всем гражда- нам России понятным без комментариев заголовком «Умер» (1910), В. Г. Коро- ленко обозначил всю меру возможностей и мощи литературы в ее воздействии на человека и общество. Сведения о личном знакомстве писателей, сопоставление их социальных, философских, идейно-нравственных позиций необходимы для комплексного осмысления проблемы преемственности и новаторства в литературе. Сравнение эстетических систем, литературно-критических воззрений, художественных методов и поэтики Л. Н. Толстого и В. Г. Короленко позволят на конкретном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=