МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ
25 Н. Н. Закирова, доцент кафедры русского языка и литературы Глазовский государственный инженерно-педагогический университет им. В. Г. Короленко (Глазов, Россия) В. Г. КОРОЛЕНКО И Л. Н. ТОЛСТОЙ: ПАРАЛЛЕЛИ И ПЕРЕКЛИЧКИ Толстой-мыслитель – весь в Толстом- художнике… В. Г. Короленко Изучение мировоззрения, жизненного и творческого пути Л. Н. Толстого и В. Г. Короленко не обделено вниманием исследователей-компаративистов и убеждает как в общности, многих позиций и установок, так и в оригиналь- ности, неповторимости наследия и художественного мира этих творческих инди- видуальностей [1–4]. «Совестью эпохи», «светлым духом», «праведником» называли В. Г. Коро- ленко современники. Его нравственный авторитет приравнивался к авторитету Л. Н. Толстого, которого называли «мировой совестью». В. Г. Короленко тща- тельно изучал творчество «великого пилигрима», следил за развитием его как мыслителя и художника. Л. Н. Толстой в свою очередь также проявлял интерес к автору потрясшего его до глубины души публицистического выступления «Бы- товое явление». [9] Писатели влияли друг на друга, не подражая и не копируя достижения своего собрата по перу. Личность и творчество Л. Н. Толстого постоянно привлекали внимание В. Г. Короленко. Переписка, троекратные встречи (в 1886, 1902 и 1910 гг.) и по- стоянный пристальный взаимный интерес к художественному и публицистиче- скому наследию позволили этим общественным деятелям, мыслителям и писате- лям плодотворно взаимно обогащаться, солидаризируясь в одном и резко расхо- дясь в другом, споря и примиряясь [7; 8; 10]. В юбилей автора «Войны и мира» В. Г. Короленко писал: «Среди смуты, в ха- осе творения новой русской жизни, наступает восьмидесятилетняя годовщина ве- ликого русского художника и истинно замечательного человека, вызывающего удив- ление и восторг во всем читающем и мыслящем человечестве. Толстой – великий художник. Это истина, уже признанная читающим миром и, кажется, нигде и никем серьезно не оспариваемая…» [5, с. 352]. В. Г. Короленко и Л. Н. Толстой боролись за свободу простого народа, пыта- лись сблизиться с ним, но шли совершенно разными путями: один проповедовал «непротивление злу насилием», другой видел, что народные массы в новых усло- виях начинают изживать пассивные толстовские формы протеста. В. Г. Королен- ко принадлежал к той части радикальной интеллигенции, которая сумела не только понять несостоятельность народнической доктрины, но и преодолеть ее ограниченность. В итоге конечные стремления вели его к «большой правде»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=