МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ

22 Н. А. Гаврилина, доктор исторических наук, декан факультета русской филологии и документоведения Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Л. Н. ТОЛСТОЙ: СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В РОССИИ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ Ни один из писателей не был так органично связан с жизнью современников, как Толстой. Своим многогранным, художественным и философско-публицисти- ческим творчеством он откликался на самые жгучие вопросы политического и духовного развития современной ему эпохи. Публицистические и художествен- ные произведения, дневники, переписка отражают напряженную умственную жизнь писателя. Широта его морально-этических и идейных интересов необы- чайна. Но все сосредоточено на главном – раздумье над судьбами народа. Л. Н. Толстой, занимаясь масштабной филантропической деятельностью, рассматривал благотворительность с различных позиций. Критикуя благотвори- тельную практику, он раскрывает её противоречивость, обусловленную мотива- цией дающего и способностью и желанием принимающего менять свою жизнь. Если благотворитель желает делать добро и даже «отуманен своей гор- достью добродетели», то благотворительность принимает форму безответной по- дачки. Но если принимающий потерял способность и привычку зарабатывать свой хлеб, то его несчастью никто не сможет помочь. Благотворительность и ми- лосердие требуют нравственной зрелости, человеку необходимо самому возвы- ситься до добра, «стать вне зла, в такие условия, в которых можно перестать де- лать зло» [1, с. 242]. Деятельность Л. Н. Толстого по борьбе с голодом продолжалась с переры- вами в течение двух лет и привлекла к нему симпатии миллионов граждан. Уже летом 1891 года в газетах стали появляться тревожные известия из разных губер- ний России и надвигающемся голоде. Однако ни правительство, ни земство, ни официальная печать не проявляли беспокойства. Даже в ноябре 1891 года, когда многие губернии охватил жесточайший голод, либерально-народническая «Рус- ская мысль» оптимистически утверждала о том, что нет причины отчаиваться и опускать руки, при частных пожертвованиях наиболее острый кризис без осо- бого труда будет осилен. Земства, взявшиеся за организацию помощи голодаю- щим, не только не требовали от правительства серьезной помощи, но в своих ста- тистических сведениях всеми способами сокращали «едоков» – число крестьян, нуждающихся в продовольственной и денежной ссуде. Эти разговоры о помощи голодающим, такие средства «помощи» и вызвали возмущение Л. Н. Толстого. Зная хорошо жизнь русской деревни, он понимал, что голод – не случайная не- приятность, происшедшая от неурожая, а неизбежное и, в сущности, постоянное бедствие. Масштабность личности Л. Н. Толстого рождает масштабность его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=