МЫСЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ГРАНИЦ

15 И. В. Беликов, студент III курса института филологии Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского (Липецк, Россия) Научный руководитель – кандидат филологических наук А. С. Кондратьев ПЕТРУША ГРИНЕВ И ПЕТЯ РОСТОВ: ХРИСТИАНСКАЯ АКСИОЛОГИЯ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ГЕРОЕВ Художественно-философское определение Б. Л. Пастернака предназначения художника, который «вечности заложник / У времени в плену» [4, с.107], полу- чило свое развитие в работах И. А. Есаулова, направляющего исследовательскую мысль на понимание в контексте «большого времени» произведений русской классики, в отличие от изучения, или собственно аналитического описания, что предполагает выявление универсальных доминант отечественной словесности, укорененной в христианской культуре: «Упорствующие <…> и настаивающие на “историзме” такого исхода <…> ”замыкаются в эпохе” создания произведений <…> эта позиция вообще имеет дело не с пониманием, а с изучением, совер- шенно подобным изучению негуманитарного предмета: мертвой, безгласной и (главное) всегда равной самой себе вещи» [2, с. 17]. Литературные же явления в своей истории «обогащаются новыми значениями, новыми смыслами <…> пе- рерастают то, чем они были в эпоху своего создания» [1, с. 331]. Освоение духов- ной соприродности юных героев, Петруши Гринева и Пети Ростова, вовлеченных в культурно-исторические потрясения различных эпох, углубляет представления, сохраняющиеся поверх барьеров времени, о духовных первоосновах русского ха- рактера, устоявшего в роковых испытаниях, при всем том, что, при, казалось бы, исследовательской исчерпанности темы «Пушкин и Толстой», параллель Гринев и Ростов не то что не освоена, но и едва ли намечена. Лирический герой стихотворения Пушкина 1824 года «Зачем ты послан был, и кто тебя послал?» с пророческим предостережением обращает внимание на «опустелые алтари», тогда как П. И. Пестель отправился в Петербург предста- вить Северному тайному обществу свою Конституцию – «Русскую правду», судя по претенциозному заглавию, восходящую к явно антихристианской аксиоло- гии, что и подтверждено подзаголовком «Заповедная государственная грамота» – с антитезой «заповедь» и «государство», что впоследствии и станет темой статьи о церковном суде Ивана Карамазова из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». В «Капитанской дочке» Пушкин подводит итоги своих художественных ис- каний по освещению и пониманию влияния христианской аксиологии на судьбы человеческие: «<…> Гринев, вмиг превратившийся из Петруши в Петра Андрее-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=