Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

82 Е. Л. Райхлина Тула, Россия ПОСТИЖЕНИЕ ЖЕНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТИЕ» Аннотация. В данной статье автор раскрывает суть романа «Семейное счастие» как попытку постижения Л. Н. Толстым женской психологии. Данный роман рассматривается как начало женско-семейной философии, которая будет позже раскрыта в романах «Война и мир» и «Анна Каренина». Ключевые слова: метод, стиль, женская психология, молодой автор, роман, Л. Н.Толстой . Первый роман Л. Н. Толстого “Семейное счастие” («Русский вестник», 1859), на наш взгляд, это попытка великим писателем постижения женской пси- хологии. Уже позже будут “Война и мир” и “Анна Каренина”, где Л. Н. Толстой будет декларировать свое отношение к женской эмансипации, предназначению женщины как таковому, ее отношению к семье и стремлению упрочить свои по- зиции в ней, либо вырваться из семейного лона, поддавшись обуреваемой стра- сти (здесь мы прежде всего вспоминаем Анну Каренину). Однако начала подоб- ной женско-семейной философии наметились уже в “Семейном счастии”. Уже в этом произведении очевидной становится “мысль семейная’, которая так вол- новалая Л. Н. Толстого. Именно в этом романе Л. Н. Толстой показывает дорогу, по которой семья может прийти к истинному счастью. Данный роман относится к периоду творчества Л. Н. Толстого, когда еще формировались его метод и стиль, а сам молодой автор был подвержен многим литературным влияниям. В частности, английского семейного романа, с которым Л. Н. Толстой, по утверждению исследователей, конечно же, был знаком. Женская проза великому писателю тоже была не чужда в тот период. Ведь без знакомства с ней Л. Н. Толстой не смог бы вести повествование от женского лица. Смеем предположить, что Л. Н. Толстой показывает развитие женского об- раза в различные периоды жизни, которые можно сравнить с временами года. При этом мы только можем представить, какой будет осень у Маши. Весну и лето в самом разгаре мы наблюдаем в романе непосредственно, а зима – это скорее холодность и разлад в семейных отношениях, которые испытывают герои в своей семейной жизни. Итак, роман начинается с темы смерти. Умирает маменька Маши, и девушка остается с гувернанткой Катей и младшей сестрой Соней. Ей семнадцать лет. Маше не для кого прихорашиваться, ей кажется, что она проведет свою жизнь в глуши и в тоске. Однако вдруг появляется близкий сосед, друг покойного отца Маши Сергей Михайлович. Тридцати шести лет отроду, “человек уже немоло- дой, высокий, плотный и, как мне казалось, всегда веселый…” [Толстой, III, 1979, 73] . Именно таким он представляется Маше. Сергей Михайлович стано- вится Машиным опекуном, он берется помогать семье с решением определенных хозяйственных проблем, но и перед Машей он ставит задачу не унывать, а зани- маться саморазвитием, искать себя, расти духовно, что позволит избежать тоски. Впоследствии по пути искания уже пойдут у Л. Н. Толстого Андрей Болконский

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=