Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
123 полосу» [Толстой, 1985, 421]; горизонт значительно расширился, чёрное низкое небо вдруг исчезло» [Толстой, 1985, 422]); и неопределённые оттенки светлого («в холодном, прозрачном и колеблющемся свете метели» [Толстой, 1985, 424]; «всё было … светло и снежно » [Толстой, 1985, 424]) и, как у А. С. Пушкина, столь же неопределённый мутный цвет («ночь была та же светлая, мутная , бе- лая» [Толстой, 1985, 437]; «нигде ничего, кроме мутного света и снега» [Тол- стой, 1985,438]). 4. И А. С. Пушкин, и Л. Н. Толстой при описании метели используют язы- ковые способы аудиализации: У А. С. Пушкина: «ветер выл …» [Пушкин, 1984, 382]. У Л. Н. Толстого: «ветер …завывал над дугой и в оглоблях» [Толстой, 1985, 437]; «ветер завывал неистово» [Толстой, 1985, 438]. При этом у обоих писателей аудиализированы не только непосредственно «метельные» звуки, но и звуки, сопутствующие метели, вызываемые метелью, хотя и не относящиеся непосредственно к ней. В пушкинском тексте встречается один подобный пример: «ветер выл, ставни тряслись и стучали …» [Пушкин, 1984, 382]. У Л. Н. Толстого таких примеров больше. Это и крик человек («Я закри- чал …но голос мой – я чувствовал, как ветер подхватывал прямо изо рта и уносил куда-то прочь от меня» [Толстой, 1985, 418]); и звуки движения по снегу («точно так же снег засыпал скрипучие колёса» [Толстой, 1985, 421]; «слышно слабое неумолкаемое хрустение копыт и полозьев по снегу» [Толстой, 1985, 425]), и звуки подвязанного к лошадям колокольчика («колокольчик стал замирать » [Толстой, 1985, 414]; «слышно … и замирающее , когда мы едем по глубокому снег, звяканье колокольчиков» [Толстой, 1985, 425]; « терция колокольчиков всё время была слышна » [Толстой, 1985, 437]). 5. В повести А. С. Пушкина и в рассказе Л.Н. Толстого описываются языко- вые способы создания тактильного, физического воздействия метели на живых существ (человека и лошадей). В повести «Метель» воздействие метели на героев передаётся повествова- телем. Герои А. С. Пушкина находятся в постоянном движении, поэтому им при- ходится преодолевать физические препятствия, вызванные метелью. Когда Маша тайно покидала родительский дом, «ветер дул навстречу , как будто силясь остановить молодую преступницу» [Пушкин, 1984, 382]. Лошадь заблудившегося в метели Владимира «ступала наудачу и поминутно то въезжала в сугроб , то проваливалась в яму » [Пушкин, 1984, 382]; с самого Владимира « пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу » [Пуш- кин, 1984, 383]. В рассказе «Метель» герой-рассказчик описывает собственные ощущения во время метели. Поскольку герой по большей части неподвижен (он едет в са- нях), основное действие метели – это холод от ветра и набивающегося повсюду снега: «струйка холодного воздуха пробежала через какое-то отверстие в рукаве» [Толстой, 1985, 415]; «казалось, начинало подмораживать ; нос и щёки сильнее зябли , чаще пробегала под шубу струйка холодного воздуха , и надо было запа- хиваться» [Толстой, 1985, 421]; «одна нога начала у меня зябнуть » [Толстой,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=