ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

330 Л. Н. ТОЛСТОЙ О РОЛИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Н. И. Ешкина Тула, Россия Ключевые слова: воспитание, педагогический процесс, учитель, твор- чество. Аннотация. В статье рассматривается роль воспитателя в образова- тельном процессе, описывается специфика деятельности учителя и его ме- сто в жизни ребенка. Л. Н. Толстой внес неоценимый вклад в развитие как теоретической, так и практической педагогики, что подтверждено многочисленными исследованиями творчества писателя. Для нас интересным представ- ляются мысли Л. Н. Толстого о роли воспитателя в образовательном процессе, так как наш университет является педагогическим и носит фамилию выдающегося земляка. Чтобы ответить на данный вопрос мы обратились к сборнику «Педагогические сочинения» Л. Н. Толстого, состоящего из статей, писем, дневниковых записей о народном образовании, задачах педаго- гики и пр. На основе данных источников можно выделить ряд ведущих оснований, выделенных Л. Н. Толстого, касающихся роли воспитателя в педагогическом процессе: 1. Педагогический процесс (в том случае, если он организован правильно) предполагает непрерывное совершенствовании себя ради совершенствования ученика. Самосовершенствование – важнейшая задача воспитателя. 2. Учитель (воспитатель) в педагогическом процессе играет вто- ростепенную роль. Ребенок – это не объект, а субъект педагогического процесса, во многом определяющий его ход. 3. Самостоятельность ребенка – это качество, свойственное ему от рождения. Правильное воспитание предполагает совершенствова- ние этого качества. Задача воспитателя – культивировать самостоя- тельность ребенка, ни в коем случае не притесняя ее. 4. Одна из важнейших задач воспитания, тесно связанная с со- вершенствованием самостоятельности ребенка – развитие творческой стороны личности ребенка. Таким образом, обобщая мысли Л. Н. Толстого, выделенные нами из его записей, роль воспитателя в педагогическом процессе можно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=