ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

269 играть приоритетную роль в духовном, нравственном формировании молодого поколения, и не только молодого. Как видим, мысли Л. Толстого о роли нравственности в жизни человека и общества не потеряли своей актуальности, скорее стали еще более актуальными. Современны и даже взяты на вооружение педагогикой идеи Л. Н. Толстого о задачах, содержании образования и воспитания. Тол- стой был убежден, что воспитание должно содействовать обретению целостности, гармонии личности, что образование, обучение следует сделать всеохватным, всесторонним, но главное при этом – не большое количество знаний, а их гармоничное целое. К тому же, без этической основы, считал Толстой, содержание образования превращается в на- громождение ненужных знаний. Жизненная практика последних деся- тилетий и ее плоды – уровень нравственности, духовности, этической культуры наиболее молодого «постперестроечного» поколения – от- четливо показали актуальность мыслей Л. Н. Толстого. Такое кредо нашей жизни, как свобода, Л. Н. Толстой тоже опре- делил как основополагающее, причем в аспекте и педагогическом, и культурологическом. По мнению Толстого, свобода является одним из основных условий и нравственного развития, и плодотворного по- знания в обучении: человек превращается в творца жизни, становясь свободным. То есть Толстой, будучи гениальным мыслителем, глубоко осознал важность и неизбежность свободы как условия процветания цивилизации еще задолго до реального её воцарения в нашей стране. Как полезны и нужны сегодня мысли Толстого о том, что человек изначально свободен, поскольку свободно его сознание, он свободен в выборе, в поступке, свободен управлять своими желаниями и свободен созидать, творить или разрушать. И мысли о том, что эту свободу надо правильно использовать, помня при этом, что она соединена с ответст- венностью, с необходимостью отвечать за свои поступки. Свободу в образовании Толстой связывал с необходимостью формирования свободного, творческого человека, а не конформиста, «чужим умом думающего», и в будущем – рационалиста, у которого «совесть спрятана в карман». Такая направленность воспитания и развития в процессе обучения сегодня особенно актуальна. Она не- избежна и в силу важности ее в эпоху построения принципиально нового типа цивилизации, базирующейся на креативном мышлении, интеллектуальной работе с многообразной информацией, и в силу не- обходимости повышения уровня духовно-нравственного состояния нашего общества, без чего невозможно дальнейшее его продвижение ни в одном из намеченных направлений.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=