ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
^ ~ ^ Х Х У ^ е ж д у н а р о д н ы е Толстовские чтения Т. Н. Куркина «МНОГОМУЯ УЧУСЬ У ПУШКИНА...» («Капитанская дочка» А. С. Пушкина — «Хаджи-Мурат» JI. Н. Толстого) Повесть «Капитанская дочка» волею судьбы стала итоговым про изведением гения, творчество которого определило развитие всей после дующей русской литературы. Здесь поэт запечатлел свое видение и по нимание наиболее трагических моментов национально-исторического бытия послепетровской России - народных бунтов. Свое историческое знание он облек в жанр семейных записок, обращенных героем-рассказ- чиком к молодым читателям. Эта назидательность тона приобрела допол нительный смысл авторского завещания, поскольку вскоре последовала гибель поэта. Аналогичное место в творческой судьбе Толстого, одного из самых значительных последователей Пушкина, занимает повесть «Хаджи- Мурат». Итоговый характер толстовского произведения - это изначальная установка самого художника, пожелавшего как бы написать духовное завещание. Раздумья Толстого обращены к не менее трагическим пробле мам национально-исторического бытия России - к кавказской войне, и шире - к принципам национальных отношений на современном этапе развития русской и мировой цивилизации. Оба художника, творения которых с двух сторон обрамляют золотой век русской культуры, стремились найти и воплотить «формулу» русской истории. Отсюда предельная емкость, масштабность и конспективность повествования. Толстой в подходах к историческому материалу многому учился у Пушкина: быть верным историческим реалиям, даже в мелочах; тонко воссоздавать специфику переживаний, образ мыслей и дух ушедшей эпохи; органично сопрягать исторические лица, факты, события с вымыш ленными и все вместе подчинять идее целого, задаче воссоздания худо жественного облика эпохи. Для Толстого, как и для Пушкина, обращение 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=