ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

Художественное сознание А. С. П уш кина и Л. И. русского народа. Выстраивая роман из современной жизни, Пушкин, за­ вязав интригу, познакомив Татьяну и Онегина, в третьей главе набрасы­ вает сюжет будущего прозаического «романа на старый лад», где, как предполагает автор, «просто вам перескажу / Преданья русского семейст­ ва / Любви пленительные сны / Да нравы нашей старины» (61). Доми­ нирующий сюжетный мотив изображения русской патриархальности и семейственности как основы национального бытия впоследствии дейст­ вительно будет развернут Пушкиным и в «Повестях Белкина» и, конечно же, станет определяющим в «Капитанской дочке». В третьей же главе Пушкин дает быстрый очерк еще одной сюжетной схемы - романа, по­ строенного на развитии мотива «чужого» сознания: «Порок любезен и в романе, / И там уж торжествует он» (60). Речь идет, конечно же, о нравственной порочности современного общества, нашедшей отраже­ ние во многих современных Пушкину романтических произведениях (особенно зарубежных), но упоминание об особенностях сюжетики совре­ менной литературы в связи с образами главных героев имеет принци­ пиальное значение. Вторжение «чужого» сознания в русскую действи­ тельность в представлении Пушкина связано не только и не столько с характером Онегина, сгубившего романтический идеал Татьяны, сколь­ ко с образом духовной бессознательности, завладевшей обществом в целом и выразившейся в разрушении семейственности как первоосновы рус­ ского национального быта и бытия. Порочности бессемейного, бескорневого начала в романе Пушкина противостоит начало, хранящееся в подсоз­ нательных верованиях русской старины, в народном самосознании, вечно­ му ритму- движения которого подчинена жизнь Татьяны и всего окружа­ ющего ее мира. Эта важнейшая этическая и структурообразующая идея пушкинско­ го романа была в высшей степени близка идее, получившей художест­ венное воплощение в романе «Анна Каренина». Трагическая символика эпохи, переживающей кризис во всех сферах общественной жизни, уви­ дена Толстым прежде всего в гибели животворящего начала русской жизни - гибели семейственных отношений. Символика «чужого» пороч­ ного начала в «Анне Карениной», ассоциированного Пушкиным с началом аНТинационал ьным (холодная рассудочность и презрительно-равнодуш- Н°е отн°шение к истокам национального в характере Онегина рассмо- ТРены в отношениях причины и следствия), отчетливо прослеживается 75

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=