ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

/ г XXV Международные Толстовские чтения ■ --------------------------------------------------- М. Г. Уртминцет СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ НАЦИОНАЛЬНОГО И «ЧУЖОГО» В СТРУКТУРЕ «СВОБОДНОГО» РОМАНА («ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» А. С. ПУШКИНА И «АННА КАРЕНИНА» Л. Н. ТОЛСТОГО) Современное литературоведение отмечает, что в послепушкинской эпохе существует несколько линий распространения генетического вли­ яния его р о м а н аО д н а из них та, на которую указывал сам Толстой, определяя свой роман как роман «свободный», художественная концеп­ ция которого определялась широтой и объемностью замысла, вырастав­ шего, подобно пушкинскому «Евгению Онегину», по мере его воплоще­ ния. Так же как и Пушкин, Толстой печатает свой роман по частям еще до окончания рукописи в целом, что, возможно, дает основание рассмат­ ривать всю художественную структуру романа как своеобразный вари­ ант пушкинского финального признания: «И даль свободного романа / Я сквозь магический кристалл / Еще не ясно различал» 2. Создавая роман из современной жизни, Пушкин выстраивает целую систему противопоставлений, на которых держится сюжетный остов «Евгения Онегина». Это, в первую очередь, противопоставление образа автора его герою, Онегина - Ленскому, Татьяны - Ольге, Петербурга - Москве и, конечно же, усадебного быта - бессмысленной упорядочен­ ности столичной жизни. Смысловой мотивацией этих противопоставле­ ний является идея, организующая структуру романа как произведения, раскрывающего конфликт национального и «чужого», все более ощутимо дававший о себе знать в реальной атмосфере конца 20-х - начала 30-х годов. В бытовом и художественном сознании Пушкина, работавшего над основной частью рукописи «Евгения Онегина» в Михайловском, пред­ ставление о враждебности этих двух разнонаправленных начал русской жизни приобрело довольно отчетливые формы. «Чужое» —это то, что существует и имеет ценность вне национального, то есть родового, патри­ архального и укорененного в традиционных представлениях и верованиях 74

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=