ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

Художественное сознание А. С. П ушкина и JI. Н. Толстого, А. С. Кондратьев ПРОБЛЕМА ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» И ЭПОПЕЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Нравственные итоги Петровской эпохи побуждают Россию к поиску путей духовного самовыражения как восстановления утраченной целост­ ности миропонимания, что и явилось содержанием творческих исканий Пушкина, выразившего признание онтологического статуса «общего зако­ на» как безусловного бытийного фактора, тогда как творчество Л. Н. Толс­ того становится уже опытом духовного самоопределения нации в условиях «смутного времени» активизировавшегося русско-европейского культур­ ного диалога середины XIX столетия. Типологическая близость ду­ ховной ситуации начала века и 60-х годов выявляет парадигматичные темы, идеи и проблемы в художественном наследии Пушкина и Толсто­ го, и в концептосфере их художественных миров особо выделяется про­ блема духовного возрождения человека как ответ идее антропоцентриз­ ма в ее нравственно-социальном преломлении Отечественной войны с Наполеоном и разлагающей национальный характер и извращающей сис­ тему исконных аксиологических представлений в опыте преображения мира в свете традиции богоборчества и человеческой исключительности. Творчес­ кое сознание Пушкина и Толстого тяготеет к христианской концепции мира, преображающегося по воле Творца: Пушкин, понимавший христианство как «духовный и политический переворот» («История русского народа. Сочине­ ние Николая Полевого»), и Толстой, уверенный, что христианское «учение возвращает человека к первоначальному сознанию себя <...> сына Божия» (28; 85), приводят своих героев к постижению неисчерпаемой мудрости ми­ роустройства и победе над соблазнами и искушениями. «Евгений Онегин» и «Война и мир» нравственно-религиозно и художественно-философски ос­ ваивают и преодолевают растлевающее влияние индивидуализма. Если «Евгений Онегин» начинается гипотетическим утверждени­ ем порочности нравственного кредо «современного человека» (мысль 67

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=