ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
Х Х У ^еж д у н а р о д ны е Толстовские чтения столь существенными на фоне той могучей литературной традиции, эта пами которой являются образы Онегина и Безухова. Образы эти объеди няются тем смысловым наполнением, какое сделало возможным в русской литературе великие открытия в области человековедения. Пушкин и Толстой глубоко исследовали феномен скитальчества как явления жизни и литературы. Пушкин был первым, кто глубоко поставил вопрос о нравственных поисках человека и духовном скитальчестве. Тол стой по-своему, используя средства психологического анализа и все до стижения литературы послепушкинской поры в разработке образа ски тальца, рассмотрел трагедию и счастье нравственных поисков личности. И Онегин, и Безухов проходят через определенные эпохи в своей жизни: сначала - отлучение от своей подлинной сущности, эпоха ошибок, вызван ных несовершенством нравственного выбора, ошибочным методом мыш ления и обустройства жизни. Пройдя через кризис, герои воскресают, находят в себе силы нравственно измениться. Наступает эпоха настоящего творчества, осложненная или грозящая быть осложненной трагическими коллизиями, но с просветленным мировосприятием и готовностью бороть ся против общественного и экзистенциального зла. Нравственный выбор становится непредвзятым, жизненное творчество становится выражением глубоких человеческих чувств. Характерная черта: «Евгений Онегин» и «Война и мир» - произведения с открытым финалом, поэтому герои, их судьбы устремлены в будущее, не только через продолжение литера турной традиции во всей последующей русской литературе, но и через воплощение нравственных поисков и открытий в жизни. Примечания 1Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. М., 1975. Т. 4. С. 116. 2 Толстой JI. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Юбил. изд. М., 1928-1958. Т. 9. С. 402. 3 Толстой Л. Н. Юб. Т. 10. С. 435. 4 Пушкин А. С. Указ. изд. Т. 4. С. 22. 5 Там же. Т. 4. С. 161. 6 Толстой Л. Н. Юб. Т. 10. С. 123. 7 Там же. 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=