ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
с Николаем Ростовым в эпилоге). Интересно, что Пьер не может ^СП° л ь ств ов аться только личным счастьем. Ему необходимо совершенст воваться, искать, бороться. Скорее всего, именно такой дорогой пойдет Онегин, придет к декабристам, чтобы бороться против общественно го зла, предопределившего несбыточность его человеческого счастья. И здесь оказывается совсем не существенным различием между героями счастье одного и несчастье другого. Важно то, что оба - и Онегин и Без- ухов - обладают теперь чувством и силой жизни, гармонией между глу бокими движениями души и реальными поступками. Или идея стать личностью исторического масштаба, убить Напо леона - это тоже своего рода внутреннее скитальчество, далеко уводя щее Пьера от его истинной сущности. Но вновь герой встречает Наташу и тут же возвращается к себе настоящему: «Армяк и кинжал были готовы, Наполеон въезжал завтра...» 6. А паломничество Пьера на поле Бородина? Или его вынужденные скитания в партии пленных? Поход с партией плен ных оказывается вынужденным во многих смыслах. И в самом прямом - Пьера конвоируют, и в более потаенном - Пьер уходит от себя прежнего, не понимавшего и не чувствовавшего простых и великих истин жизни. Пьер уходит от прежней жизни, от хаоса и безобразия мира, сфокусиро вавшегося в сцене расстрела пленных. Герой возвращается домой обнов ленным, «морально из бани». То же самое и у Онегина. В скитаниях («Путешествие Онегина») он уходит от себя, от своей постылой, замкну той на самое себя жизни. Он тоже возвращается домой, в Петербург, «морально из бани». Поэтому новая встреча с Татьяной так живительно, так воскресающе действует на него. И теперь, несмотря на весь трагизм этой второй встречи, на невозможность обретения счастья, сам Онегин уже чувствует себя достойным Татьяны; он уже не спрашивает себя, он чувствует это. И Пьер уже из глубины своих чувств сознает себя достой ным Наташи. И что еще важнее, обе героини - Татьяна и Наташа - при знают героев достойными себя. «Я Вас люблю, к чему лукавить...» - признание человеческой высоты Евгения со стороны великолепно чувст вующей людей Татьяны. «Пьер чувствовал твердое, радостное сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене ...»1. Рассмотренные черты сходства между Онегиным и Безуховым не °тменяют различий между ними. Однако эти различия оказываются не Y (in'wecmeeHHoe со знание А. С. П уш кина и JI. Н. Толстого^ Ч 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=