ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

и Ричардсона и Руссо». Безухов в период своих масонских увлечений углубленно читает Библию. Сосед наш неуч, сумасбродит. Он фармазон. Он пьет одно Стаканом красное вино. Он дамам к ручке не подходит. Все да иль нет. Не скажет нет-с Иль да-с. Таков был общий глас. Как хорошо эта характеристика, данная Евгению, подходит и Пье­ ру: образования как такового нет («неуч»), по общему мнению, боль­ шой чудак («сумасбродит»), примкнул к масонам, любит «пообедать и вы­ пить» - характерные черты (все внешние) совпадают удивительно! Не исключено, что и Онегин мог бы примкнуть к какому-нибудь «братству вольных каменщиков», попадись оно ему на пути. Пути героев в своих внешних чертах замечательно похожи: это постоянная проба сил, поиск себя. А предстает это как постоянная смена масок. Кем он предстанет нам? Мельмотом... Так же и Пьер: в какой он маске перед нами? То как масон, то как «светский муж» - «этот несчастный развратный Пьер», то как вольноду­ мец, опередивший реформы Александра II. Или вершитель исторических судеб, «1е russe Besuchoff»? Но ведь все это действительно лишь види­ мость, маски. А что же на самом деле? Хоть как-то должны проявляться черты той внутренней работы, которая постоянно идет в душе героев, в переживаниях, поступках. Мы уже говорили, что скитальчество физи­ ческое и еще больше духовное - это определенная нравственная эволюция личности. Посмотрим, как меняется под воздействием духовных поисков сама сущность нравственного выбора героев. Поначалу сам момент нрав­ ственного выбора оказывается для героев сравнительно легкой ношей, принятие важного решения еще не потрясает самые основы личности у Онегина и Безухова. Даже скитальческая особость, возвышенность - байроническая у Онегина и наполеоновская у Пьера - не так уж серьезны. Вспомним по этому поводу иронические зарисовки Пушкина («Пря­ мым Онегин Чильд-Гарольдом...») или полную авторской иронии сцену из «Войны и мира», где Пьер вместе с Наполеоном побеждает англичан. ^ " ^ Х Х У ^ е ж д у н а р о д н ы е Толстовские чтения __________________ __ 56

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=