ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
становится постоянной и необходимой (ценной). Т. е. духовное скиталь чество само по себе оказывается постоянным нравственным выбором, который необходимо осуществлять каждое мгновение жизни и который становится тем серьезнее, чем глубже начинает смотреть на мир человек. Но как же тогда объяснить, что в жизни Евгения и Пьера бывают «без думные» периоды, когда нравственного выбора вроде бы и нет, герои будто бы целиком погружаются в «тину мелочей», набивают, по словам тургеневского Базарова, «сеном чемодан жизни»? Сложность такой си туации может объясняться той скрытой, подспудной работой, которая не прекращается в них с тех пор, как они встали на путь скитальчества. В каком смысле ценна для Пьера жизнь курагинского круга, в которой он участвует? Только в смысле пробы юных сил. Иначе он стал бы вто рым Курагиным. Если бы в Онегине даже на балу не шла определенная нравственная работа, вряд ли он наскучил бы светской жизнью, в кото рой другие находили смысл и даже место для настоящих страстей, как в лермонтовском «Маскараде». Но если внутренняя работа идет в душе и Онегина и Пьера непрерывно, откуда тогда периоды тоски, хандры, когда «винт свинтился»? Дело в том, что нравственный выбор, осущест вляемый скитальцем в своем воображаемом мире, не может стать акту альным и воплощенным в реальности. Вспомним лихорадочные мысли Пьера, которые на деле есть твердое нравственное решение: «Что такое я?» Человек, терзаемый такими мыслями, уж точно жаждет добра, жаж дет откликнуться на призыв внутреннего нравственного голоса, куда-то зовущего его. Примерно такая же основа и у онегинского сплина, хотя ушкин и не говорит об этом. Но мы можем видеть зато, как преобра жается герой, когда его выбор может осуществиться в реальной жизни, стать поступком: Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил. И раб судьбу благословил. Ревне!^° П^имеРУ Онегина поступает и Безухов, хотя его «реформы в де- хвапГ ЛИШЬ видимость- Но характерно, что оба героя, как за соломинку, ств ТСЯ33 ЛЮ®УЮвозможность реализовать себя, претворить свой нрав- ется НЫЙБЫ^ор в Действительность. Онегин, оказавшись в деревне, хвата- 33 книги>выбор которых поражает Татьяну, привыкшую к «обманам Художественное сознание А. С. Пуш кина и JI. Н. Т о л а п о г о ^ ^ ^ 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=