ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
Потребность увидеть в Толстом мудреца и учителя ярко проявляется в деятельности современных толстовских обществ, о которых рассказали С. Колафа (Чехия), К. Хитоми (Япония). Японские ученые исследуют вза имосвязи восточной философии с идеями Толстого («Толстой и Лао-Цзы») и много занимаются освоением его педагогического учения. Переведена на японский язык и применяется в школьной практике «Азбука». Востре бованность педагогических идей Толстого была видна в докладах Т. Фуд- зинумы («Литературное творчество и педагогическая деятельность Тол стого»), Ли Хан Зе («Педагогическое наследие Толстого в Корее»), С. Ми- тигути («Из опыта изучения Толстого в Японии»), Нужно сказать, что Тульский государственный педагогический уни верситет стал главным центром изучения философии жизни Толстого. Здесь в 1990 году начался эксперимент «Школа Л. Н. Толстого». Его ав торы разработали учебные программы и специальную педагогическую технологию, подготовили и опубликовали учебники. Исследовательскую концепцию создали Н. А. Шайденко, В. Б. Ремизов, Е. Д. Мелешко, А. А. Орлов, С. И. Маслов с целью «соотнести опыт Толстого с тенден циями современного образования и воспитания, придать ему практичес кую направленность» (Ремизов В. Б. Путь жизни - путь «сотворения лич ности»: ученик, студент, учитель // XXIV Между нар. Толстовские чтения. Тула, 1998. С. 278). Более ста образовательных учреждений России рабо тают по этой методологии. Преподаватели кафедры читают курсы «Духовное наследие Толсто го», «Жизнь Толстого в контексте мировой культуры», «Толстой и мудре цы мира» на всех факультетах Тульского университета. Теоретические и практические аспекты Толстовской педагогики были представлены в до кладах М. Н. Дудиной «"У каждой души свой путь", или Об этической педагогике» (Екатеринбург), Н. В. Кудрявой «Лев Толстой и современное профессиональное педагогическое сознание» (Москва). Работу конферен ции закономерно завершал «Всероссийский семинар изучения наследия Толстого в школе и вузе», в котором приняли участие ученые, преподава тели вузов, школьные учителя тульского края и других регионов России. Дня тульских исследователей художественного и педагогического наследия писателя современность Толстого очевидна. С их точки зрения, именно Толстой поясняет, что значит найти себя, как это сделать. Потому поиски пути к себе стали главной темой спектакля Тульского академичес- ^~*^ХХУ^М еж дународные Толстовские чтения _________________ 314
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=