ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

Мир памяти: музееведческие и краеведческие аспекты суждения, как убежден исследователь, обнаруживают свою односторон­ ность. Одна из причин этого заключается в искусственном «расчленении» наследия писателя на рубрики: «Художник», «Мыслитель», «Проповед­ ник», «Педагог», и потому уходит в тень многое, что определяет единство писательского имени. В докладах участников конференции великий классик предстал очень разным, и актуальное содержание его наследия открывалось в непривычных аспектах: «Лев Толстой на раздваивающемся экране» (Л. А. Аннинский, Москва), «Когда писался роман "Война и мир"? (об одной текстологической идее)» (Н. М. Фортунатов, Нижний Новгород), «Проблема свободы в произ­ ведениях позднего Толстого» (Л. М. Морозенко, Санкт-Петербург), «Пробле­ ма художественного пространства в повестях и рассказах позднего Л. Н. Тол­ стого» (С. Г. Микушкина, Тула), «Роман Л. Н. Толстого "Воскресение": композиция и религиозный смысл» (А. С. Кондратьев, Липецк). При очевидном интересе выступавших к поздним произведениям писателя преобладало стремление обрести новую цельность восприятия Толстого-художника. Увидеть его творчество как эстетическое единство исследователи пытались, сопоставляя и противопоставляя теоретические концепции Толстого и его практическую этику. В этом направлении рабо­ тают тульские исследователи Е. Д. Мелешко («Философия непротивления Толстого: аргументы разума и аргументы жизни»), Н. Беркович, А. Золкин («Толстой и Витгенштейн: проблема соотношения этического и эстети­ ческого»), А. Коловерова («Категория "жизнь" в религиозно-нравствен- ном учении Толстого») и многие другие. Актуальность размышлений о сложных отношениях «идеи» и «жизни» проявилась в докладах и выступлениях другого рода, где рассказывалось о воздействии Толстого на жизненную практику наших дней. Напри­ мер, Н. С. Говоров (НИИ им. Бехтерева, Москва) на основе восприятия творчества Толстого как «школы жизни» создал метод имаготерапии, ус­ пешно применяющийся в медицине. В сообщении В. Л. Кучина «Тол­ стой и двухсотлетие наполеоновских войн» подчеркивалось, что произве­ дения писателя - подлинно историческое свидетельство о событиях войны 1805-1812 годов. Автор сообщения, участвовавший в восстановлении именных плит 1812 года для храма Христа Спасителя, считает необходи­ мым поставить памятник литературным героям «Войны и мира», поскольку имена подлинных исторических лиц утрачены. 313

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=