ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

формальными признаками: классами, расписанием, учебными программа­ ми и т. п. (классы мы называем «пушкинскими»). Но поскольку это учреждение не общеобразовательное, а дополни­ тельного образования, в нашей школе не изучается ни один из привы­ чных школьных предметов - здесь изучается «только Пушкин». В основу подхода к его изучению нами положена мысль академика Д. С. Лихачева о том, что «значение деталей жизни писателя удесятеряет силу воздей­ ствия его произведений». Поэтому правильнее было бы говорить даже не об образовательном, а о воспитательном процессе, осуществляемом в школе. Ибо для нас важны не знания наших учеников о Пушкине сами по себе (хотя, согласитесь, совсем неплохо, что ребенок будет знать о «первом поэте России» гораздо больше, чем позволяют рамки програм­ мы общеобразовательной школы) - нам важен «подземный рост души» наших воспитанников, нам важно, чтобы с помощью Пушкина они, гово­ ря известными словами В. Г. Белинского, «превосходным образом воспи­ тывали из себя человека», укрепляли свой «русский дух», подпитывали свои национальные корни, росли патриотами своего Отечества, своей культуры; чтобы им «дивно близки» были все «чувства добрые», которые Пушкин «лирой пробуждал». Именно на это нацелены все циклы программы нашей школы: «Родо­ словная Пушкина» (история рода Пушкиных - это история России, о кото­ рой поэт писал: «Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков - такую, какою Бог нам ее дал»); «Лицейское братство» (дети не просто узнают о «наставниках, хранивших юность» поэта, о «прекрасном союзе» лицеистов, о том, как Пуш­ кину «являться Муза стала» - они «получают уроки» благодарной памяти, уроки «дружества», уроки озаренности творчеством...); «Что за прелесть эти сказки!» (знакомясь с этим циклом - а «знакомство» это длится целый год! - наши ученики не только детально изучают пушкинские сказки, но и все их «проживают», так как каждая сказка инсценируется, и в деталях при этом пробуждается и творческое начало, и облагораживающая способность ощу­ щать «сладострастье высоких мыслей и стихов», и желание поделиться ра­ достью открытия Пушкина с окружающими. Сказки показывают и роди­ телям, и другим школьникам, и малышам детских садов). Так у детей осознанно развивается потребность активного вмешательства в окружающую жизнь с целью создания подлинных этических и эстетических ценностей. ^ ^ ^Х Х У ^ 1 еж д у н а р о д н ы е Толстовские чтения _____________________ 304

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=