ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
формальными признаками: классами, расписанием, учебными программа ми и т. п. (классы мы называем «пушкинскими»). Но поскольку это учреждение не общеобразовательное, а дополни тельного образования, в нашей школе не изучается ни один из привы чных школьных предметов - здесь изучается «только Пушкин». В основу подхода к его изучению нами положена мысль академика Д. С. Лихачева о том, что «значение деталей жизни писателя удесятеряет силу воздей ствия его произведений». Поэтому правильнее было бы говорить даже не об образовательном, а о воспитательном процессе, осуществляемом в школе. Ибо для нас важны не знания наших учеников о Пушкине сами по себе (хотя, согласитесь, совсем неплохо, что ребенок будет знать о «первом поэте России» гораздо больше, чем позволяют рамки програм мы общеобразовательной школы) - нам важен «подземный рост души» наших воспитанников, нам важно, чтобы с помощью Пушкина они, гово ря известными словами В. Г. Белинского, «превосходным образом воспи тывали из себя человека», укрепляли свой «русский дух», подпитывали свои национальные корни, росли патриотами своего Отечества, своей культуры; чтобы им «дивно близки» были все «чувства добрые», которые Пушкин «лирой пробуждал». Именно на это нацелены все циклы программы нашей школы: «Родо словная Пушкина» (история рода Пушкиных - это история России, о кото рой поэт писал: «Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков - такую, какою Бог нам ее дал»); «Лицейское братство» (дети не просто узнают о «наставниках, хранивших юность» поэта, о «прекрасном союзе» лицеистов, о том, как Пуш кину «являться Муза стала» - они «получают уроки» благодарной памяти, уроки «дружества», уроки озаренности творчеством...); «Что за прелесть эти сказки!» (знакомясь с этим циклом - а «знакомство» это длится целый год! - наши ученики не только детально изучают пушкинские сказки, но и все их «проживают», так как каждая сказка инсценируется, и в деталях при этом пробуждается и творческое начало, и облагораживающая способность ощу щать «сладострастье высоких мыслей и стихов», и желание поделиться ра достью открытия Пушкина с окружающими. Сказки показывают и роди телям, и другим школьникам, и малышам детских садов). Так у детей осознанно развивается потребность активного вмешательства в окружающую жизнь с целью создания подлинных этических и эстетических ценностей. ^ ^ ^Х Х У ^ 1 еж д у н а р о д н ы е Толстовские чтения _____________________ 304
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=