ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

Мир памяти: музееведческие и краеведческие аспекты... ца «Студент Лев Толстой» (журнал «Волга». 1978. № 9. С. 141-160) и др. Завершающим этапом в проведении Толстовских чтений, Толстовских дней могут служить конференции или литературные праздники. На ито­ говых конференциях могут быть заслушаны лучшие доклады учащихся. Литературные праздники открывают еще более широкие возможнос­ ти организации работы по краеведению. С одной стороны, учащиеся зна­ комятся с жизнью писателя, с другой —с его творчеством, с материалами местной периодической печати, определяют прототипов героев литератур­ ных произведений и т. п. Можно предложить учащимся инсценировать про­ изведения, в которых отражены казанские впечатления Толстого («После бала», «Утро помещика», «Детство, отрочество и юность»). Интересной формой работы может быть и проведение устного жур­ нала «Лев Толстой и Казань». Композиционно он состоит из нескольких страниц: 1. Приезд Л. Н. Толстого в Казань. 2. Лев Толстой и Казанский университет. 3. Казанские впечатления в творчестве писателя. 4. Казан­ ские корреспонденты Л. Н. Толстого. В качестве приложения к журналу можно подготовить книжную выставку, включив в нее и работу А. Г. Ост­ ровского «Молодой Толстой» (Воспоминания. Письма. Дневники...) Оптимальной, ориентированной и на организацию исследователь­ ской работы среди учащихся, следует признать форму ведения Тол­ стовских тетрадей. Это тематическая тетрадь, на обложке которой обяза­ тельно должен быть портрет писателя. Состоять она может из нескольких разделов: 1 1. Из биографии Л. Н. Толстого. 2. Современники о Толстом (Н. Н. Булич, В. Н. Назарьев и др.). 3. Из писем Л. Н. Толстого. 4. Л. Н. Толстой в зеркале казанских газет и журналов (дореволюци­ онного и послереволюционного периодов). 5. Прижизненные издания Л. Н. Толстого в Казани. 6. Толстой на сцене казанских театров. 7. Уездные газеты о Толстом (Мензелинск, Елабуга). В системе урочной деятельности можно выделить несколько форм, позволяющих эффективно осветить казанский период жизни и творчест­ ва писателя: 1) урок-семинар «Лев Толстой и Казань» (по письмам, дневникам писателя и воспоминаниям его современников); 293

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=