ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
мнению, «был бы весел» и «счастлив», прочитав «Войну и мир» Льва Толстого, с дочерью Пушкина М. А. Гартунг, своей пятиюродной сестрой, прообразом Анны Карениной, и т. д. Эти реальные пушкинские лица были подвергнуты Толстым художническому изучению. Звучание их под линных голосов напоминало о пушкинской поре, помогало соприкос нуться с божественным гением Пушкина, почувствовать себя на миг со временником великого Поэта. Наличие общих знакомых двух великих людей позволяет не только проникнуть в культурно-психологическую атмосферу, окружавшую двух великих людей, но и проиллюстрировать идею непрерывности времени, интеллектуальную эволюцию. Исследуя с помощью Пушкина и Толстого феномен отцов и детей, отметим важность факта их сосуществования. Близкие Поэту люди помогли Толстому погрузиться в поэтическую пуш кинскую атмосферу, стать таким образом его современником. Ведь важно иметь не одинаковые даты рождения, а одну историю идей, одинаковые влияния Судьбы. «Судьба - это не сумма личных уделов, так же, как совместность - это нечто гораздо большее, чем просто совместное бытие нескольких субъектов. То, что люди совместно пребывают в одном и том же месте и в силу этого готовы принимать определенный набор возмож ностей, заранее предопределяет направление индивидуальных жизней... Фатальная предопределенность принадлежности к своему поколе нию и совместной с ним жизни довершает драму индивидуального чело веческого существования» (Хайдеггер). Встреча Толстого с людьми пушкинского круга не была случайным аккордом в его жизни, она лишь подтверждение «разновременности одно временного» фатальным соединением двух гениев. Однажды отец Толстого попросил маленького сына прочитать стихи любимого Пушкина - «К морю» и «Наполеон». Отец был поражен не только пафосом чтения Левы, но и тем подлинным чувством восторга, с которым новое поколение провожало своих «отцов». ^ ^ ^ Х Х У ^ еж д у н а р о д н ы е Толстовские чтения ____________ 288
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=