ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

Духовный опыт А. С. Пушкина и J1. И. Толстого Прежде всего художественные полотна Пушкина и Толстого обрели свое воплощение в сценических произведениях и сочинениях крупной формы. Чешские мастера обращаются к подобным фундаментальным и грандиозным личностным феноменам начиная буквально с XIX века. Непосредственная причастность единому историческому времени и единому культуральному (славянскому и европейскому) пространству породило в среде чешских музыкальных соавторов Пушкина и Толстого стремление номинально запечатлевать звуковой фон окружающей дей­ ствительности, который, в общем, возможно отнести к праславянскому (Россия и - Чехия, Моравия, Словакия). Отметим обращение молодой русской науки славистики за научными данными именно к чехам, при­ чем в XIX веке (А. И. Шишков к Ганке, Челаковскому, Шафарику). Необходимость придания «национального колорита» вела к исполь­ зованию русского мелоса в той же мере, в которой чешский компози­ тор писал практически на своем родном языке. Реальный художествен­ ный баланс национального и инонационального (хотя и, безусловно, близкородственного, как в данном случае: русская - это восточная, а чеш­ ская - западная ветви единого исторического древа расселения славянст­ ва) в каждом конкретном случае разрешался в русле индивидуального творческого почерка и ведущей стилевой тенденции или школы, принад­ лежность к которой декларировалась заранее в авторском кредо или вы­ являлась спонтанно в процессе развертывания эстетического замысла. Так, именитый моравский композитор Леош (Лео Эуген) Яначек (1854 - 1928) и по своим убеждениям был страстный славянофил. Чешский патри­ от, знаток и почитатель России, он сам учил русский язык, устраивал курсы русского языка, был председателем «Русского кружка в Брно», четырежды побывал у нас и прислал дочь Ольгу в Петербург совершенствоваться в рус­ ском языке. Он являлся горячим поклонником классической русской лите­ ратуры, многие его произведения навеяны ее образами. Назовем некоторые Из них, имеющие непосредственное отношение к теме выступления. Фортепианное трио (1908) по мотивам «Крейцеровой сонаты» Л. Н. Толс- т°го Леош Яначек позже преобразовал в Первый струнный квартет (1923). Среди нереализованных замыслов композитора - оперы на сюже­ 243

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=