ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

поворот темы свободы звучит в стихотворении «Свободы сеятель пустын­ ный». Но и в сомнениях своих Пушкин продолжает любить свободу и мечтать о ней. Разные подходы к теме свободы существуют в противоре­ чивом единстве и цельности. Пушкин задумывается над смыслом жизни. Он весь полон вопро­ сов и сомнений, его поэзия напряженна, драматична, он искал выход из противоречий действительности: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? А в «Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы» Пушкин обратился к жизни с такими словами: Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу. И хотя есть в философской лирике Пушкина мотивы грусти, печали, раздумья о неизбежности смерти, оптимистические ноты побеждают: Но не хочу, о други, умирать: Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. На вопрос о смысле жизни и счастья Пушкин ответил в стихотворе­ нии «Пора, мой друг, пора»: На свете счастья нет, Но есть покой и воля. Жажда полноты бытия, беспокойного счастья и желание покоя воли не противоречили друг другу, а дополняли, по мнению Пушки- На, идеал человеческого существования. Сознание беспрерывного развития и обновления наполняло лирику Шкина мудрой убежденностью в ценности жизни и человека. В стихо- ^т^нии «Вновь я посетил...» он приветствует обновляющее развитие го ’ ФяДущее «племя младое, незнакомое» . Он видит бессмертие в кру- Роте материи, в смене поколений. дания центРе пушкинской лирики - всегда человек, его радости и стра- ЛиРик ^ )авственнЬ|й, гуманный идеап, который утверждает пушкинская , особенно ярко воплощен в стихах о любви. Любовь в поэзии Духовный опыт А. С Пушкина и JI. Н . Т о л с т о г о ^ ^ ^ ^ \ 227

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=