ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

^ ^ ^Х Х У ^М еж д у н а р о д ны е Толстовские чтения А К. Пейкова УРОКИ ГУМАНИЗМА (Гуманистический аспект изучения творчества А. Пушкина и Л. Толстого в средней школе) Проблема гуманизации общества в целом и образования в частности в настоящий момент является приоритетной в сознании человечества. Уроки литературы дают наибольшую возможность сформировать гума­ нистические качества личности. В 9 классе проводится урок «Гуманизм поэзии А. Пушкина». Начнем с цитаты В. Г. Белинского, который писал: «Общий коло­ рит поэзии Пушкина и в особенности лирической - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Далее Белинский рассуждает о том, что, читая Пушкина, «можно превосходным образом воспитать в себе человека» '. Попросим ребят подтвердить или опровергнуть мысль критика. Ответ не предполагает однозначности: все творчество Пушкина проник­ нуто пафосом человечности; как говорил Белинский, «почти каждое сти­ хотворение Пушкина может служить доказательством» 2. Пушкину присуща глубокая вера в жизнь, в ее светлые начала. Важнейшей ценностью жизни Пушкин считает свободу. Его свобо­ долюбие было глубоко продуманной исторической идеей в духе дека­ бризма. В 1818 г. Пушкин пишет оду «Вольность», стихотворение «К Ча­ адаеву». В период южной ссылки мотив свободы определяет особенную образность пушкинских стихов («К морю», «Узник»), В мире природы в ту пору поэта привлекают преимущественно море, океан, грозы, всяко­ го рода стихии. Потому и привлекают, что, попадая в поэтический кон­ текст, они естественно ассоциируются со свободой. В освещении темы свободы у Пушкина не все просто. Внутрен­ няя трагедийность этой темы была связана с мыслью о неспособности со­ временников не только бороться за свободу, но и принять ее. Трагически 226

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=