ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
Духовный опыт А. С. Пушкина и JI. Н. Толстого. учителя и ученика благотворна и для того, и для другого. Между ними возникает духовная связь, а на ее основе - простые, доверительные чело веческие отношения. Ученик обретает себя в новом качестве - творца, чувствует себя все увереннее, готов проявить себя в других сферах твор чества. Он и в жизни теперь смелее оценивает окружающие явления, поступки людей, свое поведение, создаются предпосылки для его самосо вершенствования. Учитель же наживает бесценный капитал - авторитет, который снимает многие проблемы, над решением которых бьется совре менная отечественная школа. Перевод ребенка в новое качество, т. е. субъ ект воспитания, - это процесс бесконечного обновления и учащегося, и учителя. Далеко не случайно JI. Н. Толстой, один из инициаторов пе дагогики творчества, педагогики ненасилия, в свое время заявил: «Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы воспитание себя». Примечания 1Толстой С. JI. Очерки былого. М., 1956. 2 Там же. С. 32. 3 Там же. С. 77. 4 Там же. С. 78. 5Там же. С. 80. 6 Там же. С. 80-81. 7 Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М., 1989. С. 289. 225
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=