ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

- подготовка к работе написанных детьми литературно-творческих работ, их коррекция. Анаксиоматизация рассматривается нами в широком и узком зна­ чении. В широком смысле - это универсальный прием совершенствова­ ния художественного текста, как писал JI. Н. Толстой, в соответствии с требованиями «Правды, Красоты и Добра». Этот прием взаимосвязан с толстовскими критериями оценки произведения искусства, касающими­ ся лексики, синтаксиса, композиции, сюжета, соответствия требованию занимательности и т. д. В более узком понимании - это ряд частных приемов, позволяющих совершенствовать художественный текст в его компонентах. Назовем наиболее часто употребляемые Толстым приемы: - вычеркивание, обесценивание, выбраковывание слова, словосоче­ тания, даже предложения, если эта мера способствует улучшению текста; - обесценивание слова, словосочетания, предложения, замена други­ ми в соответствии с требованиями писателя к произведениям, напи­ санным для детей; - устранение побочных сюжетных ходов, нестройных композици­ онных построений, что позволяет избежать рыхлости композиции, растя­ нутости, нелогичности повествования. Анаксиоматизация как универсальный прием совершенствования продуктов детского литературного творчества идет рука об руку со зна­ ниями объективных законов искусства, с анализом и синтезом, абстраги­ рованием и обобщением, с приведением этих продуктов в соответствие с толстовскими критериями оценки произведений детей, которые, повто­ римся, отлиты в замечательную формулу их соответствия требованиям «Правды, Красоты и Добра», получивших в ряде его статей и писем по­ дробное обоснование. Главная цель, которую мы преследовали в работе со школьниками 3 класса (третий этап работы),- воспитание художественного вкуса ре­ бенка. Эта цель реализуется в процессе сопоставления и анализа досто­ инств текстов-аналогов Эзопа —Толстого, Ушинского —Толстого, что в итоге воспитывает ребенка как читателя со здоровыми читательскими запросами и интересами, способного ориентироваться в книжном мире- Участие в литературно-художественном творчестве, как в любой сози­ дательной деятельности, воспитывает. Совместная творческая деятельность ХХУ^еж дународные Толстовские чтения _______________________________ 224

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=