ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
- подготовка к работе написанных детьми литературно-творческих работ, их коррекция. Анаксиоматизация рассматривается нами в широком и узком зна чении. В широком смысле - это универсальный прием совершенствова ния художественного текста, как писал JI. Н. Толстой, в соответствии с требованиями «Правды, Красоты и Добра». Этот прием взаимосвязан с толстовскими критериями оценки произведения искусства, касающими ся лексики, синтаксиса, композиции, сюжета, соответствия требованию занимательности и т. д. В более узком понимании - это ряд частных приемов, позволяющих совершенствовать художественный текст в его компонентах. Назовем наиболее часто употребляемые Толстым приемы: - вычеркивание, обесценивание, выбраковывание слова, словосоче тания, даже предложения, если эта мера способствует улучшению текста; - обесценивание слова, словосочетания, предложения, замена други ми в соответствии с требованиями писателя к произведениям, напи санным для детей; - устранение побочных сюжетных ходов, нестройных композици онных построений, что позволяет избежать рыхлости композиции, растя нутости, нелогичности повествования. Анаксиоматизация как универсальный прием совершенствования продуктов детского литературного творчества идет рука об руку со зна ниями объективных законов искусства, с анализом и синтезом, абстраги рованием и обобщением, с приведением этих продуктов в соответствие с толстовскими критериями оценки произведений детей, которые, повто римся, отлиты в замечательную формулу их соответствия требованиям «Правды, Красоты и Добра», получивших в ряде его статей и писем по дробное обоснование. Главная цель, которую мы преследовали в работе со школьниками 3 класса (третий этап работы),- воспитание художественного вкуса ре бенка. Эта цель реализуется в процессе сопоставления и анализа досто инств текстов-аналогов Эзопа —Толстого, Ушинского —Толстого, что в итоге воспитывает ребенка как читателя со здоровыми читательскими запросами и интересами, способного ориентироваться в книжном мире- Участие в литературно-художественном творчестве, как в любой сози дательной деятельности, воспитывает. Совместная творческая деятельность ХХУ^еж дународные Толстовские чтения _______________________________ 224
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=