ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

Духовный опыт А. С. Пушкина и JI. Н. Толстого Ассимиляция художественно-педагогического наследия Толстого и наш собственный опыт развития литературно-творческих возможнос­ тей ребенка младшего школьного возраста на материале «Азбук» позво­ лили нам увидеть свой подход в рассмотрении данной проблемы. Первоначально процесс развития литературно-творческих возмож­ ностей детей младшего школьного возраста состоит из трех' самостоя­ тельных и в то же время взаимосвязанных и зависимых этапов. Первый этап - это этап синкретического накопления опыта усвоения знаний и умений, необходимых ребенку для написания художественно­ го текста в выбранном им жанре. Характер этого процесса имплицитный, и учитель, анализируя черновые варианты и сопоставляя их с последней редакцией текста произведения, постепенно переводит этот процесс в экс­ плицитное состояние. Второй этап - детское речетворчество, которое может быть как уст­ ным, так и письменным. Устное творчество на пословицу (поговорку) носит эксплицитный характер, помощь учителя заключается в том, что он дает образцы детского или своего собственного устного творчества на его начальном этапе, если в этом есть необходимость. Письменное творчество - имплицитное, процесс глубоко личностный, вмешательство в него оправдано лишь на первоначальном этапе творчества, именно тогда, когда ребенок затрудняется начать сочинение. Третий этап - коррекция творческой деятельности ребенка в соответ­ ствии с критериями оценки творческой работы. Расчленение, детализация, выделение отдельных звеньев процесса литературно-творческой деятельности младших школьников позволили яснее представить, где и в какой степени ребенок испытывает затрудне­ ния, и главное - оказать ему своевременную помощь и, что особенно важно, помочь каждому, кто «застрял» в своей работе, так как продуманы, предусмотрены способы действия учителя не только на отдельных эта­ пах, но и на отдельных звеньях творческой деятельности детей. Наша опытно-экспериментальная работа, подтвердив жизненность тех Условий, которые выдвигал в свое время JI. Н. Толстой в качестве необхо­ димых и достаточных для успешного развития литературно-творческих воз­ можностей младших школьников, позволила выяснить в качестве необхо­ димых следующие дополнительные педагогические условия эффективного Развития литературно-творческих возможностей младших школьников: 221

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=