ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

^ ^ ^ Х Х У ^ еж д у н а р о д н ы е Толстовские чтения не мешало другому. «С этой целью я делал следующее: некоторые из этих сторон труда я первое время брал на себя, постепенно передавая их все на их заботу. Сначала я выбирал за них из представлявшихся мне мыслей и образов те, которые казались мне лучше, и запоминал и указывал место и справлялся с написанным, удерживая их от повторений, и сам писал, представляя им только облекать образы и мысли в слова: потом я дал им самим выбирать, потом и исправляться с написанным, и, наконец, как при написании "Сол- даткина житья", они и самый процесс писания взяли на себя» 7. Не умаляя значения первых трех замечаний, следует отметить, что четвертое к нашей проблеме имеет непосредственное отношение: сведен в единую систему ряд следующих одна за другой операций процесса вовлечения учеников в литературно-творческую деятельность на самом трудном, изначальном этапе, показано, как следует организовать этот процесс, чтобы постепенно, шаг за шагом инициатива в художественном творчестве переходила от учителя к детям. В экспериментальной деятельности Толстого можно увидеть неко­ торые особенности этого сложного процесса, а именно: - развитие литературно-творческих возможностей представляет собой ступенчатый процесс развития способностей ребенка от низших к высшим; - литературное творчество ребенка выступает следствием взаимо­ действия первоначальных (низших) учебных навыков (грамотного, бегло­ го, осмысленного чтения и т. д.) и более высоких общих (интеллектуальных) способностей (памяти, восприятия, устной и письменной речи, воображе­ ния и т. д.) с высшими литературно-творческими способностями («напи­ сание сочинений», способности нравственно-эстетической оценки художественного произведения и т. д.). На основе только природных за­ датков, интересов и склонностей ребенка литературно-творческие воз­ можности не могут развиваться в полной мере самостоятельно, без опоры на его духовный потенциал и вне организованного специально с этой целью процесса; - «написание» литературно-творческих работ ребенком идет в тес­ ной взаимосвязи с развитием художественного вкуса; - наконец, развитые литературно-творческие способности, как высшие, способствуют, в свою очередь, успешному развитию учебных, общих, а также и творческих способностей в других видах деятельности ребенка. 220

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=