ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

Духовный опыт А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого... Как подтверждают психолого-педагогические исследования, процесс развития литературно-творческих возможностей необходимо и целесообраз­ но начинать в раннем детском возрасте: в силу своих психофизиологичес­ ких особенностей ребенок 6-9 лет обладает повышенной сенсибильностью к искусству и сензитивностью к литературно-творческой деятельности. Под возможностью, с чем согласны многие отечественные психоло­ ги, следует понимать то, что может стать реальностью при определенных условиях. Развитие литературно-творческих возможностей мы в первую очередь рассматриваем как творческую способность ребенка, создание им на уровне возраста своих собственных продуктов творчества по структу­ рирующим законам искусства, а также способность дать нравственно-эти­ ческую оценку художественному тексту, что в итоге определяет его, ре­ бенка, художественный вкус. Наша многолетняя опытно-экспериментальная работа по вовлече­ нию школьников младшего возраста в литературно-творческую деятель­ ность на материале художественно-литературного наследия JI. Н. Толсто­ го подтвердила педагогическую ценность рекомендаций, обобщающих его личный опыт развития литературно-творческих возможностей детей. Толстой советует: 1) предлагать самый большой и разнообразный выбор тем, не вы­ думывая их собственно для детей, но предлагать темы самые серьезные и интересующие самого учителя; 2) давать читать детям детские сочинения и только детские сочине­ ния предлагать для образца, ибо детские сочинения всегда справедливее, изящнее и нравственнее сочинений взрослых; 3) никогда во время рассматривания детских сочинений не делать ученикам замечаний ни об опрятности тетради, ни о каллиграфии, ни об орфографии, ни, главное, о постройке предложений, о логике; 4) так как в сочинительстве трудность заключается не в объеме или содержании, а в художественности темы, то постепенность должна за­ ключаться не в объеме, не в содержании, не в языке, а в механизме дела, состоящем в том, чтобы, во-первых, из большего числа представляющих­ ся мыслей и образов выбрать одну; во-вторых, выбрать для нее слова и об­ лечь ее; в-третьих, запомнить ее и отыскать для нее место; в-четвертых, не повторяться, ничего не пропускать и уметь соединять последующее с предыдущим; в-пятых, наконец, думая и записывая, делать так, чтобы одно 219

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=