ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
в художественные произведения. Знание быта рабочего народа, народно го языка, местных наречий... многих поговорок и пословиц —все это отец приобретал на шоссе» 3. Мы обращаем внимание школьников на следующее место из книги Сергея Львовича: «Отец умел читать, что далеко не всякий умеет. Он хорошо помнил прочитанное и различал книги, которые надо читать, не пропуская ничего, и книги, из которых надо выбрать только существенное или нужное. Таким образом он экономил свое время» 4. Толстой ответственно относился к воспитанию художественного вкуса юного читателя, давал своим детям совет «не спешить читать ше девры литературы, для того чтобы позднее, когда мы будем старше и будем лучше понимать их, не утратился интерес новизны. Поэтому Пушкина, Лермонтова и Гоголя мы прочли довольно поздно» s. Знакомишься со страницами биографии, творчества Толстого и убеж даешься в том, что внимание к Пушкину у него не ослабевало в течение всей жизни, «он высоко ценил язык, слог и форму прозы Пушкина». Изучая духовное наследие Л. Н. Толстого, его тексты из «Азбук», пытливые дети спрашивают, почему в отличие от других современных создателей круга детского чтения, К. Д. Ушинского в частности, он не включает в «Русские книги для чтения» стихотворные тексты. Добавим от себя, отвечая на этот вопрос, что Толстой по ряду причин вообще не поощрял стихотворчества детей: «Он говорил, что поэты связаны разме ром и рифмой и нередко под них подгоняют свои образы и выражения, они не свободны в выражениях своих мыслей. Он ценил только очень не многих поэтов - Тютчева, Лермонтова, Фета и, разумеется, Пушкина» 6 Критические замечания Толстого, касающиеся стихотворений «Туча», «Анчар» и других произведений, метки и не лишены основания. Литературное творчество (50-60-е гг.) и экспериментальная педаго гическая деятельность Толстого (60-е и последующие годы) позволили ему выработать и четко сформулировать принципы отбора и критерии оценки произведений искусства (см. трактат «Что такое искусство?»). Опережая свое время более чем на 100 лет, он разработал механизм развития ли тературно-творческих возможностей школьников. В академической пе дагогике и психологии интерес к тому, чем занимался в свое время Тол стой в своей школе, обнаружился лишь в 20-30-х годах XX века. '^^М еж дународные Толстовские чтения _______________________________________ 218
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=