ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
Духовный опыт А. С. Пушкина и JI. Н. Толстого Е. А. Жуков ЧИТАЕТ ТОЛСТОЙ. ЧИТАЕМ ТОЛСТОГО (Развитие литературно-творческих возможностей младших школьников на материале «Азбук» Л. Н. Толстого) На вводных занятиях каждого года программы «Азбука творчества» (подготовительная группа детского сада, 1, 2, 3 классы) мы непременно обращаем внимание детей на то, что чтение для Толстого было постоян ным любимым и желанным занятием. Это подтверждается фотодоку ментами, работами художников, его дневниками, эпистолярным насле дием, воспоминаниями современников. Книга для него была всю жизнь не только источником знаний, наслаждения, общения с мировой культурой, но и могучим средством непрерывного самосовершенствования. Он имел богатую по тем временам библиотеку, содержащую книги и журналы по многим отраслям человеческих знаний. Для нас же особенно важно то, что он был великолепный рассказчик, чтец, обладал тонким художест венным вкусом. Особенно ценны в этом плане воспоминания сына писателя '. Хоро шо владея древнегреческим и «читая басни Эзопа в подлиннике, он срав нивал их с баснями Лафонтена, не в пользу последних. Он говорил, что У Лафонтена много искусственного и лишнего, Эзоп же - образец ла конизма. Так, у Лафонтена ворона держит во рту кусочек сыру; сыр Ла фонтену понадобился для рифмы fromage и plumage. А. Крылов, не знав ший по-гречески, также написал: "Вороне где-то бог послал кусочек сыру". Между тем ни вороне, ни лисице не свойственно питаться сыром. Насколь ко лучше сказано у Эзопа: "Ворона держала в клюве кусок мяса"» 2. Детям небезынтересно знать о том, что, как и Пушкин, Толстой был в постоянном поиске живого русского слова: «Отец говорил, что расска зы странников заменяют народу литературу и даже газету. Он любил Разговаривать с прохожими, идя по пути с ними или присев на краю Дороги. Некоторые их легенды и рассказы превратились под его пером 217
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=