ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

Духовный опыт А. С. Пушкина и JI. Н. Толстого Е. А. Жуков ЧИТАЕТ ТОЛСТОЙ. ЧИТАЕМ ТОЛСТОГО (Развитие литературно-творческих возможностей младших школьников на материале «Азбук» Л. Н. Толстого) На вводных занятиях каждого года программы «Азбука творчества» (подготовительная группа детского сада, 1, 2, 3 классы) мы непременно обращаем внимание детей на то, что чтение для Толстого было постоян­ ным любимым и желанным занятием. Это подтверждается фотодоку­ ментами, работами художников, его дневниками, эпистолярным насле­ дием, воспоминаниями современников. Книга для него была всю жизнь не только источником знаний, наслаждения, общения с мировой культурой, но и могучим средством непрерывного самосовершенствования. Он имел богатую по тем временам библиотеку, содержащую книги и журналы по многим отраслям человеческих знаний. Для нас же особенно важно то, что он был великолепный рассказчик, чтец, обладал тонким художест­ венным вкусом. Особенно ценны в этом плане воспоминания сына писателя '. Хоро­ шо владея древнегреческим и «читая басни Эзопа в подлиннике, он срав­ нивал их с баснями Лафонтена, не в пользу последних. Он говорил, что У Лафонтена много искусственного и лишнего, Эзоп же - образец ла­ конизма. Так, у Лафонтена ворона держит во рту кусочек сыру; сыр Ла­ фонтену понадобился для рифмы fromage и plumage. А. Крылов, не знав­ ший по-гречески, также написал: "Вороне где-то бог послал кусочек сыру". Между тем ни вороне, ни лисице не свойственно питаться сыром. Насколь­ ко лучше сказано у Эзопа: "Ворона держала в клюве кусок мяса"» 2. Детям небезынтересно знать о том, что, как и Пушкин, Толстой был в постоянном поиске живого русского слова: «Отец говорил, что расска­ зы странников заменяют народу литературу и даже газету. Он любил Разговаривать с прохожими, идя по пути с ними или присев на краю Дороги. Некоторые их легенды и рассказы превратились под его пером 217

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=