ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

^ ~ ^ Х Х У ^ [ еж д у н а р о д н ы е Толстовские чтения возможностей и способностей становится решающим признаком образо­ вания, которое, таким образом, становится «штучным товаром» (особенно высшее). Процесс гуманитаризации - и только он! - ведет к обретению всей системой образования современного смысла. Основные направления и задачи гуманитаризации образования можно свести к трем основным. Первая из задач напрашивается сама собой —это более глубокое и систематическое, поставленное на уровень современных требований об­ щества изучение всего цикла гуманитарных наук, с тем чтобы понять мир через человека и специфику его бытия в этом мире. Вторая задача сводится к обеспечению самого процесса образования, ибо нельзя сформировать целостную личность, если не гармонизирован учебный процесс. Учебные планы, определяющие содержание образования на любом уровне, должны быть ориентированы на формирование целост­ ного взгляда на мир, включающего в себя конкретные знания о его стро­ ении и отдельных свойствах, а не подменяемых ими. Мировоззрение в бук­ вальном смысле этого слова должно стать итогом решения этой задачи, а формирующим его центром не может не быть идея ценности жизни. Третья задача гуманитаризации всей системы вытекает из формиру­ ющегося характера обучения как перспективной тенденции его совершен­ ствования и имеет более прикладной характер. Речь идет о том, что препода­ вание любой науки (и естественной, и точной, а не только гуманитарной) имеет основной своей целью формирование у личности будущего специа­ листа тех или иных качеств, необходимых ему как профессионалу. Разные науки имеют здесь разнообразные личностно-образующие возможности. Только изучение всего спектра наук, направленное прежде всего на формирование гуманистически ориентированной личности, может сделать человека знающим, понимающим и готовым действовать в за­ щиту жизни в соответствии с теми сложнейшими задачами, которые очень скоро предъявит ему XXI век. И действовать он должен как Чело­ век, а не как временный заменитель механизма или компьютера, кото­ рый еще не успели придумать. 216

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=