ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
^ ~ ^ Х Х У ^ [ еж д у н а р о д н ы е Толстовские чтения возможностей и способностей становится решающим признаком образо вания, которое, таким образом, становится «штучным товаром» (особенно высшее). Процесс гуманитаризации - и только он! - ведет к обретению всей системой образования современного смысла. Основные направления и задачи гуманитаризации образования можно свести к трем основным. Первая из задач напрашивается сама собой —это более глубокое и систематическое, поставленное на уровень современных требований об щества изучение всего цикла гуманитарных наук, с тем чтобы понять мир через человека и специфику его бытия в этом мире. Вторая задача сводится к обеспечению самого процесса образования, ибо нельзя сформировать целостную личность, если не гармонизирован учебный процесс. Учебные планы, определяющие содержание образования на любом уровне, должны быть ориентированы на формирование целост ного взгляда на мир, включающего в себя конкретные знания о его стро ении и отдельных свойствах, а не подменяемых ими. Мировоззрение в бук вальном смысле этого слова должно стать итогом решения этой задачи, а формирующим его центром не может не быть идея ценности жизни. Третья задача гуманитаризации всей системы вытекает из формиру ющегося характера обучения как перспективной тенденции его совершен ствования и имеет более прикладной характер. Речь идет о том, что препода вание любой науки (и естественной, и точной, а не только гуманитарной) имеет основной своей целью формирование у личности будущего специа листа тех или иных качеств, необходимых ему как профессионалу. Разные науки имеют здесь разнообразные личностно-образующие возможности. Только изучение всего спектра наук, направленное прежде всего на формирование гуманистически ориентированной личности, может сделать человека знающим, понимающим и готовым действовать в за щиту жизни в соответствии с теми сложнейшими задачами, которые очень скоро предъявит ему XXI век. И действовать он должен как Чело век, а не как временный заменитель механизма или компьютера, кото рый еще не успели придумать. 216
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=