ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

Духовный опыт А. С. Пушкина и JI. Н. Толстого уклад жизни, и принятые нашей культурой парадигмы. Парадоксальность ситуации заключается в том, что сама научно-техническая революция, чем глубже и системнее она охватывает все сферы нашей жизни, тем острее на первый план выдвигаются гуманитарные проблемы. Для того чтобы обеспечить саморазвитие науки, требуется качественная перестройка организации научного процесса системы подготовки кадров. Кроме того, наука, вооружая человека невиданной доселе техногенной мощью, совершен­ но по-новому ставит проблему его ответственности за использование дости­ жений науки, нравственных гарантий технологической деятельности людей. Симбиоз науки и современного промышленного потенциала общест­ ва делает наш мир глобальным, но и порождает глобальную угрозу само­ му его существованию, поэтому только человек в подлинном смысле этого слова может стать субъектом развития науки будущего, надежным элементом технологической, политической, культурологической систем XXI века, гарантом собственного выживания. Что же делает человека Человеком и каковы, следовательно, задачи реформирования образования на пороге нового тысячелетия? Опыт XX века свидетельствует о том, что изучение естественных и точных наук делает человека знающим и образованным, но лишь изуче­ ние наук гуманитарных делает его собственно Человеком. Поэтому обще­ ству, если оно хочет процветать в будущем, необходимо перестроить всю систему образования на пути его гуманизации и гуманитаризации. В настоящее время выпускники наших школ чаще всего наделены суммой сведений, которые закреплены преимущественно в их памяти и ко­ торые носят чаще всего бессистемный характер (то есть не складываются в единую картину мира и не имеют личностно-образующей значимости). Образование же (даже этимология слова ориентирует на это) должно не просто информировать человека, оно должно формировать и стиль мыш­ ления, и культуру, и систему ценностей, и картину мира, и, наконец, це­ лостную духовно богатую личность, готовую жить и действовать в соот­ ветствии с гуманистическими принципами, постоянно «стремиться к благу», которое, по Толстому, может быть только коллективным. Идея воспитывающего образования все более доминирует при опре­ делении и сущности, и и основных его задач на современном перелом­ ном этапе общественного развития. Именно гармоническое становле- Ние Целостной личности любого специалиста, реализация его творческих 215

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=