ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
<>^ ^ ^ (Х У ^ /1 еж д у н а р о д н ы е Толстовские чтения Т. А. Молканова ИДЕЯ ЦЕННОСТИЖИЗНИ У л . н . т о л с т о г о И ЗАДАЧИ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА Общеизвестно, что на формирование философских взглядов Л. Н. Толс того влияла не только европейская философская традиция, но и мировоз зренческие системы Востока, поэтому в своей трактовке христианских ценностей он склонялся не столько к признанию человека высшей ценнос тью на Земле, сколько к идее абсолютной ценности жизни как таковой - во всех ее проявлениях. Именно подобные взгляды оказались удивительно созвучными формирующейся сегодня глобальной этике и глобалистике в целом как ответу на вызов XXI века. Однако Л. Н. Толстой идет значительно дальше всех известных фи лософских систем в трактовке принципа ценности жизни как основопола гающего принципа не только для философии, но и для любой науки: «Только правильное разумение жизни дает должное значение и направле ние науке вообще и каждой науке в особенности» . Это удивительным образом перекликается с тем фактом, что современный научно-техничес- кий прогресс превратил проблему человека в комплексную и центральную проблему всей науки в целом. Но, как пишет Л. Н. Толстой, «исследует жизнь человек только для того, чтобы она была лучше. Так и исследовали жизнь люди, подвигающие вперед человечество на пути знания» 2. Но наука никогда не считалась самоцелью в философии Толстого и его пос ледователей. Весь пафос его учения направлен на утверждение, что «жизнь... как стремление от зла к благу»3есть основной смысл подлинно го человеческого бытия, и в этом стремлении - основной долг человека и перед самим собой, и перед Богом. История XX века изобилует ужасающими примерами того, на что способен человек, когда он отступает от этой гуманистической заповеди Л. Н. Толстого. На пороге - новое тысячелетие, мы уже ощущаем его влияние, которое ломает и сложившуюся картину мира, и привычный 214
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=