ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
Духовный опыт А. С. Пушкина и JI. Н. Толстого ищем в нем смысл, проясняем смысл прочитанного, то есть начинаем пони мать то, что содержится в тексте. Так получает разработку предварительный набросок, предварительное набрасывание смысла, которое в дальнейшем подвергается постоянному пересмотру. Происходит углубление в смысл текста. «Я думал, сердце позабыло». Подростки не прошли мимо пушкин ского определения фразы «способность легкая страдать». Они считают, что человек рождается страдающим, таким его делает природа, он - чув ствующий, переживающий, волнующийся. Но, возможно, страдал так много и так долго, так настрадался, что его ничто уже не волнует, он стал бесчувственным, равнодушным, может быть, злобным, жестоким, мсти тельным. Он разуверился: «Тому, что было, уж не бывать; уж не бывать». Но время - лучший врачеватель душевных ран: «Прошли восторги, и печали, и легковерные мечты...». «Мощная власть красоты» стала сильнее человеческого равнодушия и оживила переставшего страдать. Предварительный набросок многократно пересматривается путем нового «набрасывания смысла». В процессе истолкования могут появлять ся разные версии, оппозиционные наброски, прежде чем установится смысл текста. Исходное положение и сквозная идея - как человеку стать и ос таться человекам, как жить, ставя вопрос, для чего живу?, насущные для этики и для педагогики, объединяются нами в этической педагоги ке. Назовем ее принципы: а) принятие обучаемого таким, какой он есть; б) возможность эмпатического его понимания; в) конструктивное вза имодействие учителя и ученика; г) личностно значимое для обучаемых содер жание знаний о мире и о себе; д) диалогичность по содержанию и по форме; д) свобода и творчество в выборе заданий. На школьных уроках познание ребенка идет сложным путем познания человечества; о-СВОЕ-ние знания приводит к столкновению различных спо собов понимания мира, различных стилей мышления в одном сознании. Через самостоятельную мыслительную активность, через участие во внутреннем и внешнем диалоге учащийся обретает свою точку зрения, в соответствии с которой он совершит тот или иной поступок. «Становящийся», взрослеющий, он строит свою судьбу в процессе морального выбора. В такой ситуации школьное обучение будет способствовать выработке нравственных законов ^Утренними душевными порывами, а не стимулируемыми извне императив ен призывами к совести и чести. В этом мы видим философские толс- ские корни ненасилия, которые дают мощные жизнестойкие стебли а Педагогики свободы. 213
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=