ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
Духовный опыт А. С .Пушкина и Л. Н. Толстого М. Н. Дудит ОБУЧЕНИЕ КАК ОТКРЫТИЕ: ЭТИКА СВОБОДЫ (ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ) Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано,до звезды... А. С. Пушкин Традиционно в школе изучают классику, великих писателей, мысли телей, но, как правило, на уроках бывает не так уж много открытий, сделанных самими учащимися. И не потому, что для них там нет време ни и места, а потому, что традиционная педагогика боится свободы, бежит от нее и веками предпочитает насилие над личностью: школа напомина ет супермаркет, где есть все в готовом, упакованном виде, куда заставля ют на протяжении десяти лет ходить учиться тому, что считается нуж ным, полезным, что «потом в жизни пригодится». Сея «доброе, разумное, вечное», не стоит удивляться горьким «плодам просвещения». Там, где властвует закон насилия, не может прорасти закон любви; добро «с кула ками» - вне этики свободы. Против насилия в педагогике писал Л. Н. Толстой и сам учил, соблю дая законы этики свободы. Он в конце жизни заметил, что когда говорит, то все больше ощущает, что говорит для будущих поколений. Теперь мы, его потомки, все больше понимаем, что по своему гуманистическо му духу он наш современник, что он не потерял «время, благие мысли и труды...». Его философско-педагогическое провидение о том, что жиз ненное благополучие каждого человека и всего человечества зависит от воспитания подрастающих поколений, подтверждено нашей жизнью, по- Д0ШеДшей к опасной черте самоуничтожения. Он во многом предчувст- Вовал> предугадывал конкретику катастрофичности, связанную с безду ховностью, и предсказал нравственно-этический императив выживания: Нельзя стать счастливым , не став нравственным. Нравственность в своей основе имеет совесть. Согласно Толстому, 3X0 Интуитивный оценочный критерий, благодаря которому человек 207
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=