ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

Духовный опыт А. С .Пушкина и Л. Н. Толстого М. Н. Дудит ОБУЧЕНИЕ КАК ОТКРЫТИЕ: ЭТИКА СВОБОДЫ (ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ) Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано,до звезды... А. С. Пушкин Традиционно в школе изучают классику, великих писателей, мысли­ телей, но, как правило, на уроках бывает не так уж много открытий, сделанных самими учащимися. И не потому, что для них там нет време­ ни и места, а потому, что традиционная педагогика боится свободы, бежит от нее и веками предпочитает насилие над личностью: школа напомина­ ет супермаркет, где есть все в готовом, упакованном виде, куда заставля­ ют на протяжении десяти лет ходить учиться тому, что считается нуж­ ным, полезным, что «потом в жизни пригодится». Сея «доброе, разумное, вечное», не стоит удивляться горьким «плодам просвещения». Там, где властвует закон насилия, не может прорасти закон любви; добро «с кула­ ками» - вне этики свободы. Против насилия в педагогике писал Л. Н. Толстой и сам учил, соблю­ дая законы этики свободы. Он в конце жизни заметил, что когда говорит, то все больше ощущает, что говорит для будущих поколений. Теперь мы, его потомки, все больше понимаем, что по своему гуманистическо­ му духу он наш современник, что он не потерял «время, благие мысли и труды...». Его философско-педагогическое провидение о том, что жиз­ ненное благополучие каждого человека и всего человечества зависит от воспитания подрастающих поколений, подтверждено нашей жизнью, по- Д0ШеДшей к опасной черте самоуничтожения. Он во многом предчувст- Вовал> предугадывал конкретику катастрофичности, связанную с безду­ ховностью, и предсказал нравственно-этический императив выживания: Нельзя стать счастливым , не став нравственным. Нравственность в своей основе имеет совесть. Согласно Толстому, 3X0 Интуитивный оценочный критерий, благодаря которому человек 207

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=