ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

Духовный опыт А. С. Пушкина и JI. Н. Т ол ст м о^ ^ ^ \^ постепенно теряла свою субстанциональность (и, следовательно, «свя­ тость»), тогда как, по мысли Мережковского, «только через землю можно прийти к неземному, не против и не без плоти, а только через плоть — к тому, что за плотью» (с. 43). И в этом смысле - последовательного отпадения от пушкинских «заветов» - толстовское творчество как раз и явилось для Мережковского своеобразным завершением, «концом» рус­ ской литературы. Поскольку же ее религиозное «дело» так и осталось невыполненным, то центр тяжести теперь переносился на религию, вернее на связь литературы и религии: литература должна напрямую разом­ кнуться в религию, чисто эстетическими средствами «Третий Завет» не­ достижим. Гностическая методология, костяк «новой религии» Мереж­ ковского, в еще большей степени выходила на поверхность, определяя своеобразие той «новой» литературы, которую теоретическими и практи­ ческими средствами пытался сконструировать Д. С. Мережковский, воль­ но или невольно принимая на себя облик «символического» Пушкина, за что и подвергался язвительным и не лишенным некоторых основа­ ний нападкам современников. Как же относиться к концепции Д. С. Мережковского и ее теорети­ ческому каркасу - гностической методологии? Только как к мифу 5 - непродуктивно. Этот последний путь в значительной мере агностичес­ кий, ибо дает удобную возможность не вдаваться в серьезный анализ сложных в теоретическом отношении проблем. Мережковским, по сути Дела, сочинен не один из возможных «мифов» о Пушкине, Л. Толстом и т. д., а предуказано одно из направлений анализа литературы - в рели- гиозно-философском аспекте, и это направление, очищенное от наибо­ лее очевидных моментов субъективистского характера, все влиятельнее заявляет о себе последнее время. Примечания Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. ■ 1995. С. 520. (Произведения Д. С. Мережковского цитируются по Уизданию с указанием страницы в тексте.) ВКЗК ГНОСТИка Д- С- Мережковского оценивали еще его современни- •В- Розанов, Н. А. Бердяев и др. Из современных исследований см.: 205

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=