ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
Духовный опыт А. С. Пушкина и Л. И. Толстого «делать простым от греха, примириться сердцем, не питая вражды за обиду, переложить гнев на милость» и т. д. Подобная акцентировка в понятии прощения имеет место в некото рых народных традициях: например, языческий обычай древних славян ских народов, рассматривающих прощение как покаяние, адресованное не только человеку, но и природным силам и стихиям: воде, земле, ветру и др. Отголоски этого обычая сохранились, например, в христианской традиции отмечать Прощеное воскресение, последний день Масленицы перед Великим постом. Необходимо при этом заметить, что прощение в язычестве означало смирение человеческих страстей, покорность и при мирение с судьбой, роком, осознание неизбежности и неотвратимос ти фатума. Прощение несет еще одну важную семантическую функцию. С по нятием прощения нормативно связано понятие покаяния, нравственный смысл которого означает искреннее раскаяние как избавление от осужде ния (человеческого или божественного). Религиозное моральное созна ние заключает в себе прощение как такую моральную норму, норматив ное значение которой раскрывается в своеобразном взаимодействии альтруистического и эгоистического начал в человеке, «которые находят свое примирение в законе христианской любви: ...начало альтруистичес кое, воспринимая в себя начало эгоистическое, видоизменяет, ассимили рует его по своим законам. Личность, как бы отрекаясь от самой себя, высшее удовлетворение своим потребностям, своим стремлениям, свое благо, свое счастье, смысл и интерес своей жизни находит во благе другого лица, своего ближнего». Такая любовь предполагает объективацию себя в другом существе, что и проявляется на примере «самоотверженной смерти Богочеловека за людей». Показателем любви является смирение, так как «проникнутая смирением любовь к ближним простирается на всех людей... и на все творение». «Милующее сердце» - это сердце, любящее настолько все творение, что оно «не может вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда, постигающее творение». Поэтому «христиан ская милостивость», или прощение, является необходимым следствием этой любви. «А поэтому и о бессловесных, и о врагах истины, и о причи няющих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы они сохранились и были помилованы; а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалостию, какая без меры возбуждается в сердце его 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=