ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
^ ^ ^ Х Х У ^ 1 еж д у н а р о д н ы е Толстовские чтения Е. Д. Мелешко ИДЕЯ ПРОЩЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА И Л. Н. ТОЛСТОГО: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ РЕЛИГИОЗНО ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ Идея прощения пронизывает творчество Пушкина и Толстого. Одна ко понимание существа нравственной идеи прощения у них различно. Данная статья представляет собой попытку анализа идеи прощения, осо бенно в свете роковой загадочности прозаического цикла Пушкина и «вет хозаветной» величавости христианских произведений Толстого. Принципиальным положением данной работы является представ ление о том, что идея прощения у Пушкина - это высшая покорность судьбе, умение человека покорить свои страсти перед мощью, неотвра тимостью и непобедимостью рока. Толстой же, напротив, связывает про щение с непротивлением злому. В этой связи Пушкин повторил бы из речение великого античного философа: «Судьба - путь от неведомого к неведомому и произвольная причина рокового деяния». Толстой выска зался на этот счет сам: «Чем больше живешь духовной жизнью, тем неза висимее от судьбы, и наоборот». Прежде чем дать сравнительный религиозно-философский анализ идеи прощения, необходимо раскрыть смысл и сущность понятия проще ния. Прощение - нравственное понятие, выражающее требование добро вольного отказа за нанесенный моральный ущерб, как милосердное со страдательное отношение к другим людям. В то же самое время прощение - способ воздаяния добром за зло через примирение, через отпущение грехов, духовное очищение и воссо единение с Богом. Если следовать за «Толковым словарем живого великорусско го языка» В. И. Даля, показательным является этимологическая зна чимость слова «прощение», которое восходит к слову «простой», что по зволяет рассматривать значение этого понятия следующим образом: как 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=