ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
Свобода —познанная необходимость. Толстому было близко и тако го рода понимание проблемы. Однако оно устраивало его лишь с поправ кой: человек становится свободным в том случае, если открывает для себя законы добра и стремится воплотить их в различных жизненных формах. Есть один очень значительный момент в трактовке вопроса о сво боде у Толстого: под свободой он имеет в виду свободу нравственную. Нравственная свобода личности и идея нравственного самоусовершенст вования провозглашаются им единственным средством обретения истины, но в своем стремлении учесть воздействие обстоятельств на человека Толстой полагается на объективную логику развития действительности. Безусловно, нельзя рассматривать проблему свободы у этих вели ких мыслителей России обособленно. Например, у Толстого свобода фак тически неотделима от понятия «необходимость» и здесь впрямую пере кликается с воззрениями Канта. Равно и у Пушкина свобода, будучи антитезой необходимости, является вместе с тем ее порождением и преобра зованием. Творческий акт для них - тождество противоположностей, где высшая необходимость, предельная самоотдача есть одновременно кульминация нравственного самоутверждения, духовной свободы. Сегодня мы пытаемся восстановить в правах самоценность свободы. Но при этом сама категория свободы не подвергается достаточно серьезному анализу. Ясно одно: представлять себе свободу только как «осознанную не обходимость» -значит навсегда от нее отказаться, поставить человека в один ряд с физическими предметами, подчиняющимися неумолимым природным законам как неоспариваемой необходимости. Этому представлению противо полагается понимание свободы как потенциальной способности человека к свободному выбору альтернативы, не запрещаемой природными законами. В этом случае послушное выполнение чьей-то злой воли ограничивает чело веческую свободу точно так же, как моральный закон, предъявляющий к субъекту категорические требования. Свобода и моральный закон оказыва ются, в определенном смысле, несовместимыми. Однако и отсутствие свобо ды исключает человека из сферы морали, ибо его решения не подлежат моральной оценке в силу их вынужденности подчиняться законам внеш ним по отношению к этому человеку. В заключение отметим, что и Пушкин, и Толстой осваивают свой обра зец постановки проблемы свободы в той форме, которая соответствует мере их понимания и степени талантливости. Так как вопрос о сущности ^ ~ * ^Х Х У ^ еж д у н а р о д ны е Толстовские чтения ________________________________ 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=