ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
Духовный опыт А. С. Пушкина и JI. Н. Толстого кругом молодежи понятие свободы приобретает для него ярко выражен ную политическую окраску, заметно демократизируется. По мере духов ного роста поэта понимание им сущности свободы становилось все более тонким, основательным, оно приобретало глубинный нравственный па раметр, философски-историческую масштабность. Свобода все больше воспринималась им как собственно человеческий феномен. Аналогично понимает свободу и поздний Толстой, объясняя ее в рамках исторической необходимости, в границах личного действия и целеполагания. Так как каждый человек свободен в выборе своего пути, он ответствен за происходящее событие. Важнейшее условие свободы человека, по Толстому,- единство желаний и нравственной необходимос ти. Толстой стремится к самобытному решению одной из важнейших про блем человечества. «Как много определений свободы, и мне думается, все неверны»,- пишет он в дневнике 1904 года (55, 19)3. Свобода понима ется мыслителем как субстанция чисто духовная, не подвластная внешним причинам, а зависящая от «каких-то других причин, находящихся в самом человеке», «от каких-то внутренних свойств человека, не подлежащих его наблюдению» (28, 279). «Свобода, по Толстому, та жизненная сила, кото рая есть и в человеке, и в камне, и в любом существе или предмете, ибо всем им присущ закон "хотения", но с той лишь разницей, что в человеке она достигает момента самосознания, постигает себя самое, в неоду шевленном же предмете она осуществляет себя вслепую. Без сознания свободы человек не захочет жить и истребит себя»,- пишет В. Б. Ремизов в своей статье4. С точки зрения общей эволюции мировоззрения Толстого, в самом процессе формирования его представлений о свободе следует различать, по крайней мере, три важнейших этапа. Это прежде всего начальный период - 40-50-е годы, означенные в целом вниманием просветительских идей и получившие своеобразное идейно-художественное завершение в повести «Казаки»; далее - период 60 -70-х, идейные искания которого нашли отражение в романе «Война и мир»; наконец, это позиция «позд него» Толстого. В поздний период творчества Толстой наделяет человека большей свободой, чем в 60-е, считая, что вне свободы невозможны ни изменения социальных условий жизни, ни перестройка миросозерцания личности. Источник свободы он видит в возможности «признания или непризнания истины». 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=