ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999

Духовный опыт А. С. Пушкина и JI. Н. Толстого кругом молодежи понятие свободы приобретает для него ярко выражен­ ную политическую окраску, заметно демократизируется. По мере духов­ ного роста поэта понимание им сущности свободы становилось все более тонким, основательным, оно приобретало глубинный нравственный па­ раметр, философски-историческую масштабность. Свобода все больше воспринималась им как собственно человеческий феномен. Аналогично понимает свободу и поздний Толстой, объясняя ее в рамках исторической необходимости, в границах личного действия и целеполагания. Так как каждый человек свободен в выборе своего пути, он ответствен за происходящее событие. Важнейшее условие свободы человека, по Толстому,- единство желаний и нравственной необходимос­ ти. Толстой стремится к самобытному решению одной из важнейших про­ блем человечества. «Как много определений свободы, и мне думается, все неверны»,- пишет он в дневнике 1904 года (55, 19)3. Свобода понима­ ется мыслителем как субстанция чисто духовная, не подвластная внешним причинам, а зависящая от «каких-то других причин, находящихся в самом человеке», «от каких-то внутренних свойств человека, не подлежащих его наблюдению» (28, 279). «Свобода, по Толстому, та жизненная сила, кото­ рая есть и в человеке, и в камне, и в любом существе или предмете, ибо всем им присущ закон "хотения", но с той лишь разницей, что в человеке она достигает момента самосознания, постигает себя самое, в неоду­ шевленном же предмете она осуществляет себя вслепую. Без сознания свободы человек не захочет жить и истребит себя»,- пишет В. Б. Ремизов в своей статье4. С точки зрения общей эволюции мировоззрения Толстого, в самом процессе формирования его представлений о свободе следует различать, по крайней мере, три важнейших этапа. Это прежде всего начальный период - 40-50-е годы, означенные в целом вниманием просветительских идей и получившие своеобразное идейно-художественное завершение в повести «Казаки»; далее - период 60 -70-х, идейные искания которого нашли отражение в романе «Война и мир»; наконец, это позиция «позд­ него» Толстого. В поздний период творчества Толстой наделяет человека большей свободой, чем в 60-е, считая, что вне свободы невозможны ни изменения социальных условий жизни, ни перестройка миросозерцания личности. Источник свободы он видит в возможности «признания или непризнания истины». 167

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=