ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1999
почти целого столетия были вольно или невольно восприняты, осознаны и преломлены сознанием писателя. Во многом воспитанный людьми и традициями XVIII столетия, Толстой представлял собою век девятнад цатый, на склоне жизни став носителем «уходящей» культуры этого века и своего сословия. И, разумеется, больше всего пушкинская стихия «раз лилась» в его творчестве, приоткрыв занавес понимания «исходного» ха рактера той эпохи. По замечанию Эйхенбаума, «корни творчества у Пуш кина и Льва Толстого иногда так близки, что создается впечатление родства при всей разнице позиций... Они - точно растения, растущие из одного корня, но в противоположных направлениях: Толстой - корнеплод, а Пушкин - цветущее дерево» '. Свобода принадлежит к основным стихиям пушкинского творчест ва и, конечно, его духовного существа. «В чем только, в каких образах не искал Пушкин воплощения своей свободы! В вине и пирах, в орле, "вскормленном на воле", и в беззаботной "птичке Божией", в волную щем море (это один из главных ликов свободы) и в линии снеговых гор. Свободе посвящены всецело поэмы (помимо неудавшегося юношес кого "Вадима"): "Братья-разбойники", "Кавказский пленник", "Цыганы". Из поздних свобода, конечно, одушевляет "Анджело"»,- читаем мы у Фе дотова, рассматривающего эту пушкинскую антиномию 2. Нет слова, чаще встречающегося в поэзии Пушкина, чем «вольность» (и «свобода»); и нет, кажется, слова более многозначительного на языке человеческом; и вот поистине поэт развертывает все его значения, дает пережить всю много значительность, неисчерпаемость и противоречивость свободы. Гений Пушкина выразил понятие свободы во всей ее сложности и полноте. Можно сказать, что поэзия Пушкина есть поэзия свободы от начала до конца. Он изображает переживания свободы во всех его степенях: от бес сознательного инстинкта «вольности» вплоть до высшего сознания твор ческой свободы как служения Божеству, как свободного ответа на Боже ственный зов, то есть философского ее осмысления. Вначале, на заре его жизни, свобода выступала для Пушкина как общий гуманистически-про- светительский идеал, светлая мечта, в гедонистическом, эпикурейском преломлении, как сладостный дар природы, естественное состояние че ловека, наделенного «природной простотой», одно из ярчайших проявле ний нравственного упоения жизнью, ассоциируясь с дружеством, любо вью, счастьем. Вскоре из-за сближения поэта с радикально настроенным ^ " ^ Х Х У ^ еж д у н а р о д н ы е Толстовские чтения 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=